Техника

Техника

наука

Космонавтика

оглавление

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ В МИРЕ

СРЕДСТВА ВЫВЕДЕНИЯ - ЛОКОМОТИВЫ КОСМОНАВТИКИ

Носители тяжелого класса

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 - новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается производить запуски КА на орбиту, переходную к геостационарной, а также на низкую околоземную орбиту.

Ракета-носитель Ariane-5
Ракета-носитель Ariane-5

Бак первой ступени изготавливается из алюминиевого сплава толщиной 3 мм и имеет теплозащитное покрытие из полиуретана толщиной 2 см. В изготовлении РН принимают участие следующие фирмы: французские Aerospatiale (интегратор), SEP (двигатель), и Cryospace (бак); голландская Fokker (рама крепления двигателя); бельгийская SABCA (система запуска двигателя). На ступени установлен криогенный ЖРД Vulcan-HM6O.

Для второй ступени РН Ariane-5 предусматривается поддержание состояния готовности к пуску РН в течение 60 дней после заправки ее ракетным топливом. На ступени устанавливается ЖРД L-9 германской фирмы DASA, предусматривающий четырехкратное включение. С его помощью осуществляется управление по тангажу и рысканью.

РН Ariane-5 имеет два твердотопливных ускорителя Р-230. Ускорители изнутри выложены теплозащитным покрытием. Горловина сопла изготавливается из углерода, армированного углеродным волокном. Гибкий подшипник обеспечивает от-клонение сопла на 6,0...6,6°. Корпус ускорителя - из стали D6AC, подвергнутой термообработке. В качестве теплоизоляции применяется этиленопропиленодиеновый мономер и двуокись кремния или кевлар. Для выведения одновременно двух и трех КА предусмотрены специальные сменные коническо-цилиндрические отсеки ПН Spelda и Speltra, устанавливаемые в обтекателе ПН.

РН Ariane-5 по грузоподъемности является одной из самых мощных РН, существующих в мире. За счет нее ЕКА рассчитывает существенно укрепить свои позиции на международном рынке РН, где конкурентная борьба может еще больше обостриться по мере активного выхода на него все новых стран. Определенные надежды на использование этой РН связывает ЕКА с ожиданием увеличенного спроса на международном рынке для запуска КА в связи с программой создания международной орбитальной космической станции.

Первый пуск РН Ariane-5, состоявшийся в июне 1996 г., закончился неудачей - взрывом всего через 40 с после старта из-за ошибки в программном обеспечении. В конце октября 1997 г. был осуществлен второй, успешный пуск этой РН. Третий пуск в рамках квалификационных испытаний состоялся в октябре 1998 г. Первый эксплуатационный полет РН Ariane-5 состоялся в декабре 1999 г. с астрономическим К А ХХМ.

Планами модернизации (программа Evolution) предусматривается создание целого ряда моделей РН Ariane-5 различной грузоподъемности: 5E/S (7,1 т на переходную орбиту), 5E/SV (8 т), 5Е/СА (10 т),5Е/СВ (12 т).

Характеристики РН Ariane-5

Коэффициент надежности РН Ariane-5 согласно расчетам должен составить 0,985. В настоящее время стоимость пуска РН Ariane-5 оценивается в 120...130 млн дол. Предполагается снизить эту стоимость на 10 % по сравнению с РН Ariane-4.





Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-