Техника
наука
История флота
От плота до атомохода
С древних времен человечество делало решительные попытки покорить водную стихию. Землю потрясали природные катаклизмы, одна цивилизация сменяла другую, исчезали целые народности, но интерес к морским путешествиям и судостроению у людей не пропадал никогда. Каждое новое поколение, опираясь на опыт и знания своих предшественников, вносило что-то новое в эти понятия.
- Челны-однодеревки и плоты
- Египетские барки и ладьи
- Древнесирийское и финикийское судостроение
- Древнегреческие триеры
- Израиль - центр пересечения морских торговых путей
- Эйкосора - быстроходное судно этрусков
- Флот Древнего Рима
- Военные корабли викингов
- Полинезийские катамараны
Суда русичей
Создавая разнообразные средства передвижения по воде, русичи использовали широкий ассортимент древесины. Самым ходовым материалом была сосна. Мачты мастера-корабелы делали из желтой сосны, так как она отличалась высокой прочностью и упругостью. А при изготовлении всех важных деталей корпуса судна употребляли красную или рудовую сосну. Данная порода содержала большое количество смолы. Благодаря этой особенности она могла сохраняться в воде в течение 100 лет.
В судостроении также использовали ель, лиственницу, пихту, дуб, вяз (или ильм), ясень, акацию, березу, бук, грушу, кипарис, клен, орех и тополь. Из еловой древесины, которая по сравнению с сосной, впитывает меньшее количество влаги, мастера делали весла и некоторые части рангоута.
Лиственницу, которая, в отличии от всех пород, более устойчива к гниению, использовали при строительстве деревянных судов в качестве отделочного материала. Из нее также сооружали палубный настил.
Мачты, рангоуты, палубный настил, люковые крышки и т. д. очень часто изготавливали из пихты, которая по своим качествам близка к лучшим сортам ели.
Дуб, который по прочности намного превосходит сосну, шел на производство деталей конструкции, несущих большую нагрузку (килей, штевней и шпангоутов). Дубовая древесина, которая обладает красивой текстурой, очень часто применялась для отделки кают, салонов и т. д.
Вяз, или ильм, — разновидность одной и той же древесной породы, которая отличается плотностью, прочностью, вязкостью, гибкостью и мелкопористостью, широко использовалась русскими судостроителями при изготовлении изогнутых деталей.
Ясень, обладающий гибкой, прочной, вязкой, долговечной, устойчивой к загниванию древесиной, применялся при внутренней отделке корабля, для производства трапов, наружных дверей, судовой мебели, а также изогнутых конструкций набора корпуса.
Для сооружения красивой внешней отделки использовали древесину акации, березы, бука, груши, кипариса, клена, ореха и тополя.
Умелое сочетание мастерами-корабелами при строительстве судов нескольких пород деревьев и обеспечивало русским кораблям прочность и долговечность.
Парусные суда
В XI в. суда в основном плавали вдали от берегов. Необходимость в веслах постепенно отпадала, так как в условиях качки и высоких волн двигать корабль за счет гребли было невозможно. Таким образом, на первое место вышел парус.
Именно в этот период начинает развиваться мореходная астрономия. У скандинавов появляется компас. Местонахождение судна в море стали определять не только по солнцу и звездам, но и по широте и долготе.
Появление первых расчетов широты по Полярной звезде относя к 1462,г., по солнцу — к 1484 г. В 1475 г. немецкий ученый Региомонтан создал таблицы эфемерид (координат на небесной сфере) светил на тридцать лет вперед. Но в основном моряки пользовались «Постоянным альманахом» Авраама Закуто — придворного астронома португальского короля Иоанна П.
В то же время неизвестный автор опубликовал книгу под названием «Руководство к астролябии и квадранту». В ней рассказывалось, как определить широту по солнцу и Полярной звезде, были помещены таблицы широт мест, календарь и эфемериды солнца, а также давались наставления по управлению парусами.
Известный английский мореплаватель Джин Девис издал в 1594 г. книгу «Секреты мореплавателя». В XI в. широкую известность получили такие пособия для моряков, как «Сведения по географии» Фернанда Энциско, «Искусство мореплавания» Фран-циско Фалейро, «Искусство навигации» Педро Медина.
В XV—XVI вв. изобрели следующие навигационные инструменты для определения местонахождения судна в море по наблюдению небесных светил: квадрант, астролябия, градшток, ноктурнал «Девисов», или «Английский квадрант».
- Когг
- Каракка и каравелла
- Галион
- Буер
- Флейт
- Пинк
- Гукор
- Шхуна, или шкуна
- Чайный клипер
- Винджаммеры
- От колесного парохода до судна с дизель-мотором
- Пассажирские суда
- Грузовые суда
- Научно-исследовательские суда
- Как выглядят парусные суда
Специальные суда
С развитием судостроения и мореплавания появлялись морские суда, в том числе и специальные, предназначенные для ловли, обработки и транспортировки рыбы, китов и других продуктов моря. История морского рыболовства насчитывает не более 300—400 лет. До тех времен люди добывали рыбу лишь в прибрежных водах. Гребные суда приводились в движение с помощью весел, что требовало от людей больших усилий. Добывать рыбу в открытом Море человечество смогло лишь после того, как судостроение достигло определенного уровня и предоставило в его распоряжение Достаточно надежное мореходное средство передвижения по воде. Шрвыми морскими рыболовными судами были большие парусники, на которых отважились отправиться в Атлантический ейсеян охотники за китами.
Военные корабли
Надводные суда
К надводным кораблям относятся боевые парусники, броненосцы, крейсера и авианосцы. Ниже будет дано подробное описание каждого класса военных кораблей, рассказано об их появлении и развитии от самых первых дней и до настоящего времени.
История подводного флота
С давних времен морские глубины влекли человека своими тайнами и загадками. Изредка волны выбрасывали на берег драгоценные дары: лучистый янтарь, причудливый коралл, ослепительный жемчуг. Те редкие счастливчики, кому удавалось их найти, могли продать или обменять находку на необходимые вещи или просто украсить ими одежду. Наиболее смелые и опытные пловцы-ныряльщики охотились за сокровищами океана, погружаясь в его глубины.
Но в прошлом возможности человека по изучению подводных просторов были крайне ограниченными, так как он не имел для этого специальных приспособлений. Именно этот факт, издавна волновавший изобретателей, и привел к появлению многочисленных глубоководных аппаратов.
- Первые подводные аппараты
- Подводный флод в предвоенный период и в Первой мировой войне
- Подводные лодки в межвоенный период и во второй мировой войне
- Подводный флот ракетно-ядерного века
- Торпеды
- Мины и противоминное оружие
- Флаг - знамя корабля
Русский военный флот
Военно-морской флот нашей Родины имеет давнюю и славную историю. Он буквально с колыбели демонстрировал врагам Отечества свою мощь и постоянно растущую силу. В победных сражениях при Гангуте и Гренгаме, под Наварином и Синопом, во многих других славных морских баталиях родились и утвердились русские боевые флотские традиции.
Словарь