Техника

Техника

наука

История флота

оглавление

Подводный флот в предвоенный период и в Первой мировой войне

Первый подводный боевой корабль был создан в 1904 г. в Петербурге по проекту талантливого ученого-судостроителя И. Г. Бубнова. «Дельфин» перемещался за счет бензинового мотора и электродвигателя, который мог работать в режиме генератора.

Боевая подводная лодка «Дельфин» Боевая подводная лодка «Дельфин»

Подводная лодка обладала водоизмещением 113/135,5 т, а ее размеры составляли: длина — 25,9 м, ширина — 3,4 м, высота — 3,0 м. Она могла погружаться на глубину до 55 м. Скорость надводного хода корабля, развиваемая бензиновым двигателем, равнялась 9,0 узлам при дальности плавания 243 м. Под водой лодка перемещалась за счет электромотора со скоростью 4,5 узла. Дальность ее плавания при этом была не более 28 м. Вооружение «Дельфина» состояло из двух торпедных аппаратов С. К. Джевецкого с двумя торпедами калибра 450 мм. Экипаж подлодки насчитывал двадцать матросов и двух офицеров.

В 1905 г. Бубнов представил в Морском министерстве проект подводного корабля «Минога».

Подводная лодка «Минога» Подводная лодка «Минога»

Его постройку поручили Балтийскому судостроительному заводу. Главным отличием субмарины от всех ранее созданных и в России, и за границей подводных аппаратов было то, что скорость надводного плавания обеспечивали двигатели с самовоспламенением от сжатия.

Длина «Миноги» составляла 32 м, надводное водоизмещение — 123 т, подводное — 152 т. В надводном положении подлодка двигалась со скоростью 11 узлов за счет двух двигателей мощностъю 120 л. с. Электромотор мощностью в 70 л. с. перемещал лодку под водой со скоростью 4,5 узла. Она была вооружена двумя носовыми торпедными аппаратами.

«Минога» до Первой мировой войны считалась одной из лучших по боевой подготовке на Балтике субмарин. Так, в 1912 г. она заняла второе место на торпедных стрельбах, добившись восемь попаданий из 20 выпущенных торпед. Лодка успешно участвовала в боевых действиях подводных сил Балтийского моря во время Первой мировой войны. Ее экипаж особенно отличился при обороне Рижского залива в 1915 и 1917 гг., проявив при исполнении воинского долга мужество, отвагу и находчивость. Создание «Миноги» продемонстрировало всему миру, что русские кораблестроители заняли ведущее место в области производства подводных кораблей.

После Русско-японской войны Бубнов приступил к проектированию нового аппарата, водоизмещение которого в три раза превышало водоизмещение «Миноги». Таким образом, была построена подводная лодка «Акула», которая могла надолго уходить с базы и плавать при любой погоде.

Подводная лодка «Акула» Подводная лодка «Акула»

Ее надводное водоизмещение составляло 370 т, а подводное — 475 т. Дальность плавания субмарины при экономичной скорости хода, равной семи узлам, достигала 1 200 миль. Три двигателя внутреннего сгорания общей мощностью 100 л. с. обеспечивали ей надводную скорость 12,5 узла. На вооружении «Акулы» находилось восемь торпедных аппаратов.

Идея использовать подводные лодки в качестве минных заградителей зародилась в России. По проекту инженера М. П. Налетова создали подводный корабль данного типа — «Краб».

Подводный минный заградитель «Краб» Подводный минный заградитель «Краб»

Он принимал на борт до 60 якорных гальваноударных мин. В 1912 г. лодка была спущена на воду, но только через два с половиной года после длительных испытаний она вступила в строй военно-морских сил.

В подводном положении «Краб» двигался со скоростью 7,5 узла, а в надводном — 12 узлов. Для защиты от нападения вражеских кораблей минный заградитель был вооружен двумя носовыми торпедными аппаратами с четырьмя торпедами к ним. Подводный корабль участвовал во многих боевых операциях. Например, на минах, выставленных «Крабом» у Босфора, подорвался германский крейсер «Бреслау». Всего в течение Первой мировой войны подводные заградители воюющих стран поставили несколько тысяч минного вооружения, с помощью которого уничтожили большое количество разнообразных кораблей и транспортов.

В 1912 г. на Балтийском флоте был заложен первый дизельный подводный корабль типа «Барс».

Подводная лодка «Барс» Подводная лодка «Барс»

Его надводное водоизмещение составляло 650 т, подводное — 780 т. Два дизельных двигателя развивали у субмарины скорость хода в надводном положении, равную 11,5 узла. Электродвигатели перемещали лодку под водой с ускорением 8,5 узла. Она могла погружаться на глубину 90 м. На вооружении подводный корабль имел 12 торпедных аппаратов калибра 450 мм (восемь решетчатых системы Дже-вецкого, четыре трубчатых), 2 артиллерийских орудия (57 и 37 мм) и 1 пулемет.

Тактико-технические показатели «Барса» превосходили характеристики подлодок, построенных в то же время. Например, подводные корабли «U-19» и «U-34», которые производили в Германии, имели только четыре торпедных аппарата (по два в носу и корме) и одно 88-мм орудие. В 1915-1916 гг. лодки типа «Барс» — «Барс», «Вепрь», «Волк», «Львица», «Пантера», «Рысь» и «Тигр» — вошли в состав Балтийского флота. В него также входили пять субмарин типа «АГ» («АГ-11», «АГ-12», «АГ-14», «АГ-15», «АГ-16»).

Подводная лодка типа АГ Подводная лодка типа АГ

Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море восемь подлодок — «Е-1», «Е-8», «Е-9», «Е-18», «Е-19», «С-26», «С-27», «С-32».

Идею постройки большого подводного крейсера высказал до начала Первой мировой войны русский корабельный инженер Б. М. Журавлев. Однако первоначально проект субмарины, способной успешно действовать против крупных надводных судов, не был принят всерьез Морским ведомством.

Через два года изобретатель представил новый, более совершенный вариант подводного бронепалубного крейсера. Он должен был состоять из двух корпусов. Объем отсеков конструктор рассчитал так, что даже при полном затоплении любого из них субмарина не могла затонуть. Журавлев спроектировал систему погружения и всплытия таким образом, чтобы подводный крейсер мог выполнять эту операцию так же легко, как и небольшой глубоководный аппарат.

Надводная скорость лодки должна была составлять 26 узлов, а дальность плавания — 18 000 миль, что явилось бы в то время абсолютным рекордом. Таких результатов конструктор предполагал добиться с помощью установленных на своей субмарине двух малогабаритных быстроходных паровых турбин по 10 000 л. с. Для подводного хода на корабле намечалось установить два мощных электромотора, которые были бы способны двигать крейсер со скоростью 14 узлов.

По расчетам изобретателя подводная лодка могла погружаться на глубину 150 м. Вооружение подводного бронепалубного крейсера состояло из 30 торпедных аппаратов и 5 120-миллиметровых орудий. Кроме того, лодка Журавлева принимала на борт 120 небольших мин заграждения. Однако морское командование вновь отказало изобретателю в финансировании реализации его проекта. Лишь в ходе Первой мировой войны подтвердилась необходимость в создании крупных подводных кораблей, и в 1915 г. Морское министерство приступило к ускоренному производству подводного крейсера водоизмещением около 2 800 т. Постройка корабля не завершилась из-за отсутствия торпедного вооружения для него.

В 1913 г. самыми современными немецкими подводными кораблями считались лодки типа «U-21». Их надводное водоизмещение составляло 650 т, подводное — 840 т. Они перемещались за счет двух дизелей мощностью по 850 л. с. и двух электромоторов мощностью по 550 л. с. Субмарины были вооружены четырьмя торпедными аппаратами, девятью торпедами 500-мм калибра и одним 88-мм орудием. Надводная скорость не превышала 15,5 узла, подводная — 9,6 узла.

В начале войны Англия построила 17 подлодок типа К, которые затем включили в состав эскадры надводных кораблей для выполнения задач противолодочной обороны и разведки.

Основные тактико-технические элементы зарубежных подводных кораблей, созданных во время Первой мировой войны, были значительно усовершенствованы в отличие от кораблей морских глубин довоенной постройки. Возросло их водоизмещение, увеличилась мощность электромотора и дизелей, число торпедных аппаратов и торпед, дальность двусторонней радиосвязи, автономность, калибр артиллерийских орудий. Время погружения уменьшилось в пять раз. Изменению подверглись и другие элементы.

Основные тактико-технические элементы некоторых зарубежных подводных кораблей, построенных в период Первой мировой войны

Название подводного корабля, год постройки, страна Водоизмеще-ние, т Мощность двигателей, л.с. Вооружение Скорость полная, уз Дальность плавания, мили
«Е-12», 1915, Англия 807/662 600/1600 5 ТА 450-мм; 10 торпед; А: 2x76 мм 10/16 -/3200 (10)
«К-2», 1916, Англия 2650/1880 —/10 000 (паровые турбины и дизели для надводного хода) 8 ТА 450 мм; 10 торпед; А: 2x102, 1x76 мм 9,5/24 —/3000
«N-1», 1916, США 400/340 620/900 4 ТА 450 мм; 8 торпед; А: 1 х 76 мм 10/13 120 (5)/2500 (11)
«UC-1», 1915, Германия 183/168 90/175 12 мин; 1 пулемет 5,5/8,4 50 (4)/850 (5)
«U-87», 1916, Германия 1000/760 2x550/2x1200 6 ТА 500-мм; 12 торпед; А: 1 х 105-мм 8,6/15,6 56 (5)/7660 (8)
«U-139», 1917, Германия 2480/1930 2x890/2x1750 4 ТА 500-мм; 19 торпед; А: 2х 150 мм 8,1/17,7 53 (4,5)/4000 (8)
  1. Подводные лодки, указанные в данной таблице, являются торпедными и дизельными.
  2. Здесь и в следующих двух таблицах:
  • — в скобках указана скорость в узлах, при которой достигнута указанная в таблице дальность плавания;
  • — буквами обозначено вооружение подводного корабля: ТА — торпедные аппараты; Н — носовые; К — кормовые; А — артиллерийское;
  • — данные, приведенные в числителе, относятся к подводному положению субмарины, в знаменателе — к надводному;
  • — дальность плавания под водой и подводные скорости под электромоторами даны для новой, полностью заряженной аккумуляторной батареи;
  • — знак «—» указывает на то, что данные отсутствуют.

Чтобы повысить скрытность своих субмарин, немецкие конструкторы с верхней палубы и мостика лодки убрали деревянные настилы и телефонные буи. Во время проведения военной операции они могли случайно всплыть и демаскировать корабль. Германия за время Первой мировой войны построила 334, Англия — 80, а Франция — меньше 10 подводных кораблей.





Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-