Техника

Техника

наука

История флота

оглавление

Рыболовные суда

Различают промысловые суда добывающие (траулеры, сейнеры и т. д.) и обрабатывающие (рыбоконсервные плавучие базы, рыбопромысловые базы и т. д.).

Траулер — судно для лова тралом рыбы, нерыбных объектов промысла и их первичной обработки (разделка, мойка, заморозка и т. д.). Имеет специальное промысловое оборудование (траловая лебедка), морозильное, рыбообрабатывающее и др.

Большой рыболовный траулер Большой рыболовный траулер

Сейнер предназначен для лова рыбы закидным (кошельковым) неводом. Для замета и выбора неводов судно оборудуется поворотной площадкой на корме (на больших сейнерах — и на носу). Рыбоконсервная плавучая база служит для приема свежей рыбы и нерыбных объектов промысла (например, крабов, креветок) от добывающих судов (например, траулеров), переработки в консервированную продукцию, рыбную муку, жир и доставки их в порт.

Рыбопромысловая база создана для обработки и транспортировки в порт рыбы и нерыбных объектов промысла (например, крабов, креветок, водорослей), добываемых судами-ловцами, которые во время перехода к месту лова находятся на борту базы.

Рыбопромысловая база Рыбопромысловая база

С появлением установок для глубокого замораживания на судостроительных предприятиях были разработаны и построены комбинированные промыслово-перерабатывающие суда.

Судно для ловли и переработки рыбы Судно для ловли и переработки рыбы

Они имеют приспособления для лова, а также механические разделочные и морозильные установки.

Большая часть команды промыслово-перерабатывающих судов является фабричным персоналом. Сети с рыбой вытаскиваются по слипу с кормы. Из развязанного трала рыба через специальные отверстия в верхней палубе поступает по шахтам в твиндек, прямо к разделочным машинам. Прием улова можно производить и в плохую погоду. Его обработка полностью механизирована. Для экипажа созданы хорошие бытовые условия: люди живут в прекрасно оборудованных каютах, на борту имеется уютная кают-компания, амбулатория, изолятор для инфекционных больных. Условия жизни экипажа свидетельствуют о значительном прогрессе, достигнутом со времен первых морских рыболовных судов.

Практика показала, что производственную мощность плавучих фабрик можно повысить, если использовать их в составе флотилий: малые рыболовецкие суда прямо в открытом море передают свой улов на большие суда-базы для переработки.

Существует еще один тип специальных судов — комбинированные суда-фабрики для промысла и переработки китов и рыбы.

Во время плавания в водах Антарктики они заняты добычей и переработкой китов, а по окончании сезона — на обратном пути, в тропических морях — ловят, разделывают и замораживают тунца, бонитос и другие сорта ценных промысловых рыб.

Крупнейшее в Европе предприятие по строительству рыболовных судов «Фолькс-верфь-Штральзунд» разработало еще один тип судна для морского рыболовства — «Тропик». Это морозильное судно предназначено для ловли рыбы в тропи-черких водах.

Судно-рефрижератор Судно-рефрижератор

С появлением «Тропика» в Мировой океан вышло самое современное специальное судно нового типа с поперечной системой набора, со сплошными палубами и семью поперечными переборками, длинным баком и двухэтажной палубной надстройкой, с выступающим вперед форштевнем и плоской кормой. В машинном отделении «Тропика» установлены два дизельных мотора общей мощностью 1 340 л. с. Судно обладает высокой маневренно-СТЬЮ, достигаемой совместным применением активного руля и винта с регулируемым шагом. Лов рыбы осуществляется с кормы с помощью эффективных рыболовных приспособлений. Экипаж «Тропика», состоящий из 76 человек, размещается в удобных каютах. На судне имеются две кают-компании.

Дальнейшим шагом в развитии судов для лова рыбы в тропических водах стал построенный на базе «Тропика» «Атлантик» с двумя дизелями общей мощностью 2 320 л. с. Число членов экипажа на нем составляет 82 человека. Заброс и подъем сетей осуществляются, как и на прежних судах, с кормы.

Подобно своим предшественникам, «тропики» и «атлантики» задуманы как промыслово-морозильные суда, однако их оснащают и как промыслово-перерабатывающие или рыболовно-иссле-довательские суда.

Накопленный опыт и глубокое изучение условий морского рыболовства позволили «Фолькс-верфи-Штральзунд» создать про-мыслово-перерабатывающее и морозильное судно очень высокой производительности — «Атлантик-супертраулер», который представляет собой значительное достижение в области строительства рыболовных судов.

Следующим этапом в разработке и строительстве специализированных рыболовных судов явилось создание промыслово-реф-рижераторного судна типа «Каспий», в котором вместо сетей используются насосы. С помощью двух насосов рыба выкачивается из моря. Лов ведется ночью, на глубинах до 110 м. Привлеченная светом рыба скапливается в определенных местах и вместе с водой попадает в засасывающие шланги двух помп, а оттуда — в отстойник. Здесь вода стекает обратно в море, рыба подхватывается вертикальным ленточным транспортером и подается в морозильные установки. Этот вид рыбной ловли требует минимальных затрат ручного труда. Одна помпа отлавливает за ночь при благоприятных обстоятельствах до 20 т рыбы, а судно в целом — до 40 т, что значительно превосходит по производительности большой траулер.





Наука, техника, изобретения © 2009-