Техника

Техника

наука

История флота

оглавление

Древнесирийское и финикийское судостроение

Средства передвижения по воде древнесирийских судостроителей отличались большой прочностью. Мастера создавали их из ливанского кедра, заросли которого простирались некогда до самого побережья. Прочность конструкции способствовала тому, что суда с легкостью выдерживали натиск штормовых волн. Рельефы дворца Саргона II, хранимые в Лувре, и записи Геродота позволили ученым определить тот факт, что сирийские средства передвижения по воде существенно отличались от египетских во многих деталях. Например, штевни были подняты сравнительно высоко. Однако управлялись они аналогичным способом, т. е. веслами.

Сирийцы также не натягивали трос между носом и кормой, чтобы предотвратить разламывание корпуса. Именно они сделали в истории судостроения важное изобретение — построили корабль с килем и шпангоутами.

В отличие от военных, корпуса которых мастера строили узкими и длинными, торговые суда древнего государства представляли собой пузатые конструкции. Особенностью боевых кораблей также было то, что они имели в носовой части таран, который выдавался из корпуса на расстояние нескольких ладоней от воды. Бортовая часть судна была невысокой, что позволяло рабам или военнопленным грести значительно быстрее. Впоследствии для максимального увеличения скорости в конструкцию военного корабля мастера ввели второй и третий ярусы весел.

Обычно число гребцов на борту намного превосходило количество военных. Но, кроме постоянной команды, которая обслуживала весла, на судно брали еще и запасную. Данная необходимость обуславливалась тем, что боевым кораблям очень часто требовалась максимально высокая скорость в течение длительного времени, которую можно было обеспечить, лишь заменяя уставших людей отдохнувшими.

Следует отметить, что малая высота бортов и узость сирийских военных судов плохо отражались на их мореходных качествах. Благодаря записям античных историков было установлено, что очень часто флот древнего государства погибал в результате штормового волнения на море.

Все самое лучшее, что было сделано в судостроении другими народами, переняли финикийцы. Именно на их средствах передвижения по воде впервые появились усовершенствованные фальшборты из циновок или матов. Чаще всего в конструкции корпуса корабля Финикии, например на торговом судне, представленном на рис. 9, встречаются наиболее прогрессивные элементы египетской школы судостроения.

Финикийское торговое судно Финикийское торговое судно

Военные суда финикийцев были двухпалубные.

Финикийское военное судно Финикийское военное судно

Защитой гребцам от вражеских стрел служил низкий надводный борт с высоким фальшбортом. Мускульную силу располагали на корабле в двух уровнях (нижние весла крепили в прорезях главной палубы, а верхние — по верх фальшборта). Над гребцами находилась навесная боевая палуба с плетеными ограждениями.

К носовой части киля судна крепили таран, обитый листовой медью. Очень часто свой военный флот вместе с командами финикийцы предоставляли за определенную плату в распоряжение воюющих держав.

Перевалочные и судостроительные базы древнего народа располагались по берегам Средиземного моря (города Сидон, Тир, Карфаген, Кадис). Финикийцы также являлись владельцами важнейших узловых пунктов морских караванных путей. Их торговые связи простирались от Индии до Африки и Англии.

Историки установили, что около 600 г. до н. э. финикийские мореплаватели, выйдя из Красного моря, обошли вокруг всей Африки. Примерно 175 лет спустя отважные представители этой древней народности совершили удачную экспедицию от Карфагена вдоль западного побережья Африканского континента вплоть до гор Камеруна.

Финикийские навигаторы во время плавания не пользовались компасом. Кормчие ориентировались в пути либо по солнцу и звездам, либо по береговой линии. Правильность курса финикийцы определяли даже с помощью птиц. Для этого пернатое существо в случае необходимости выпускали из клетки на свободу и смотрели, куда оно полетит. Направление движения птицы указывало ближайший путь к берегу.





Наука, техника, изобретения © 2009-