Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Павел Осипович Сухой

Павел Осипович Сухой
Павел Осипович Сухой (1895-1975)

Павел Сухой впервые увидел самолет во время обучения в гомельской гимназии. С тех пор он увлекся постройкой авиамоделей и планеров.

После окончания гимназии Павел поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Свой дипломный проект П. О. Сухой выполнял под руководством А. Н. Туполева, одновременно работая в Центральном аэродинамическом институте. Своими способностями он обратил на себя внимание Туполева и после получения диплома остался работать под его руководством. Самой первой работой, в которой принял участие молодой конструктор, был истребитель «И-4» («АНТ-5»).

К середине 30-х гг. П. О. Сухой, продолжая работать под началом А. Н. Туполева, был назначен ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета «РД» («АНТ-25») и его модификаций. В 1933 г. самолет совершил свой первый полет, а через год на нем уже установили мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту над европейской территорией СССР.

В 1938 г. П. О. Сухого назначают главным конструктором нового конструкторского бюро. Первым его проектом стал ближний бомбардировщик «ББ-1» («Иванов»). Самолет отличался легкостью управления, хорошим обзором и скороподъемностью. Вследствие этого он мог использоваться в качестве легкого бомбардировщика, штурмовика и ближнего разведчика.

Спустя 2 года в бюро была сконструирована модификация «ББ-1», принятая под маркой «Су-2». Он, в свою очередь, послужил основой серии «Су-2», «Су-4» и штурмовика «Су-6». За его создание П. О. Сухой был удостоен Государственной премии I степени в 1943 г.

Конструкторское бюро Сухого занималось и переоборудованием других самолетов. В частности, оно переоборудовало тяжелый бомбардировщик Ермолаева «Ер-2» в дальний пассажирский самолет особого назначения. Но дальнейшего развития этот самолет не получил.

После того как Командование сухопутных войск поставило вопрос о создании разведчика-корректировщика артиллерийского огня, в опытном конструкторском бюро Сухого выпустили «Су-12», зарекомендовавшего себя хорошим разведывательным и корректировочным самолетом.

С созданием реактивного двигателя конструкторское бюро Сухого занялось разработкой нового типа самолета. В 1945 г. здесь был сконструирован «Су-9» с двумя турбореактивными двигателями. На этом самолете впервые применили тормозной парашют для уменьшения пробега при посадке и катапультируемое сиденье. «Су-9» с крыльями в виде двойной трапеции отличался простотой и удобством в пилотировании.

В 1948 г. П. О. Сухой сконструировал самолет-перехватчик «Су-15». От предыдущих самолетов его отличало наличие герметичной кабины, усовершенствованное оснащение радиолокационной станции для поиска воздушных целей. «Су-15» развивал скорость до 1032 км/ч. Но после аварии работы по этому экспериментальному самолету прекратились.

Основываясь на результатах работы по созданию самолетов-истребителей с турбореактивными двигателями и крылом большой стреловидности, конструкторское бюро П. О. Сухого в 1953—1954 гг. приступило к созданию одноместного скоростного истребителя «С-1» с турбореактивным двигателем. Конструкторы впервые в отечественном самолетостроении использовали регулируемый воздухосборник.

Уже в 1957 г. на базе этого самолета были разработаны его модификации, в т. ч. «Су-7», который в течение 20 лет находился на вооружении в Советском Союзе.

Особым достижением конструкторского бюро под руководством П. О. Сухого стала работа по расширению боевых и тактических возможностей самолета. Конструкторами было разработано и использовано крыло изменяемой в полете стреловидности, что включает в себя изменение размаха и удлинения крыла.

Самолеты с таким типом крыла получают несколько аэродинамических преимуществ на высоких скоростях. Они более безопасны в аварийных ситуациях, так как крыло можно установить в положение, нужное для полета на малой дозвуковой скорости, облегчают посадку с неработающими двигателями. Самолет имеет возможность изменять угол стреловидности крыла на наиболее подходящий и удобный для данной скорости полета, он приобретает большую дальность и продолжительность полета. Первый такой самолет был спроектирован в 1966 г.

В дальнейшем отечественная авиация стала использовать самолеты с крылом изменяемой стреловидности конструкции П. О. Сухого.

Конструкторское бюро П. О. Сухого занималось разработкой самолетов с треугольным крылом. В 1956 г. состоялся испытательный полет истребителя-перехватчика с таким крылом. По оценочным данным летчиков-испытателей, самолет при большом диапазоне скоростей отличался простотой в управлении и в технике пилотирования.

Всего П. О. Сухим разработано 50 оригинальных конструкций различных самолетов; из них 34 построены и испытаны. На самолетах Сухого было установлено несколько мировых рекордов. Так, например, на серийном самолете «Т-431» летчик-испытатель В. С. Ильюшин установил мировой рекорд высоты полета, который составил 28 852 м. В 1960 г. на самолете «Т-405» летчик Б. Адрианов установил абсолютный мировой рекорд скорости полета — 2092 км/ч на замкнутом маршруте в 100 км.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой за заслуги перед отечественной авиацией был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден Ленинской и двумя Государственными премиями.





Наука, техника, изобретения © 2009-