Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Артем Иванович Микоян

Артем Иванович Микоян
Артем Иванович Микоян (1905-1970)

Артем Иванович Микоян родился в армянской деревне Санаин. После службы в армии он поступил учиться в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. Здесь Микоян совместно с другими студентами построил свой первый легкий самолет с оригинальными для того времени элементами — подкрылками и закрылками.

Темой для дипломной работы (раньше определявшейся самостоятельно слушателем) Микоян выбрал летающее крыло, от которого, по его мнению, и зависело преимущество перед другими схемами летательных аппаратов.

Незадолго до этого он представил на конкурс ОСОАВИА-ХИМа проект авиетки «Октябренок», построенной им совместно с еще двумя слушателями. Масса миниатюрного спортивного самолета не превышала 250 кг, а максимальная скорость — 130 км/ч. После испытательного полета в 1937 г. авиетка получила положительную оценку. Этот проект можно считать началом конструкторской деятельности Артема Ивановича Микояна.

После окончания академии его назначили военным представителем в ОКБ Н. Н. Поликарпова, где Микоян прошел прекрасную школу и смог быстро разобраться во всех сложностях передового конструкторского бюро. Здесь молодой конструктор занялся созданием собственных летательных аппаратов. В это время конструкторское бюро преследовал ряд неудач в создании последних конструкций самолетов-истребителей. На одном из таких самолетов и погиб В. П. Чкалов. Поэтому правительство страны издало указ о создании новых творческих групп по проектированию самолетов-истребителей. В 1939 г. образовалось новое конструкторское бюро во главе с А. И. Микояном.

В это же время правительство объявило конкурс на создание одноместного истребителя, в котором приняли участие многие конструкторские бюро, в том числе КБ А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина. Группа Микояна и М. И. Гуревича сконструировала небольшой моноплан «МиГ-1» из древесины и фанеры с низкорасположенным крылом. На самолете установили довольно мощный двигатель А. А. Микулина «АМ-35А».

Первый полет «МиГа-1» состоялся в апреле 1940 г. В результате самолет отметили за довольно хорошие аэродинамические качества при повышенной нагрузке на крыло, за усовершенствованные системы охлаждения и выхлопа. Благодаря мощному мотору моноплан развил скорость до 628 км/ч. В результате А. И. Микоян вместе с Гуревичем решили одну из сложных задач по повышению скорости горизонтального полета. После устранения всех недоработок «МиГ-1» принял участие в параде на Красной площади 1 мая 1940 г.

На базе «МиГа-1» стали создаваться модификации. Каждая новая модель отличалась от предыдущей более усовершенствованными элементами конструкции. Конструкторское бюро Микояна продолжило работу по проектированию истребителей нового типа. Оно создало такие известные самолеты, как «МиГ-3» (ему даже установили памятник в бронзе на реке Оке), «И-222» (ЗА) мощностью 1400 л. с., «И-224» (мощностью 1800 л. с.), «И-270» (Ж) — экспериментальный истребитель-перехватчик и др.

В дальнейшем под руководством А. И. Микояна совместно с М. И. Гуревичем были созданы первый отечественный сверхзвуковой истребитель «МиГ-19», «МиГ-21» с треугольным крылом и перехватчик «МиГ-23».

А. И. Микоян был одним из первых, кто оценил будущее реактивной авиации. Первым его самолетом такого типа стал «МиГ-9» с двумя турбореактивными двигателями.

Одновременно с основной работой по созданию самолетов конструкторское бюро А. И. Микояна занималось проблемой создания стреловидного крыла, которое значительно бы увеличило скорость самолета. Основным его недостатком был меньший угол атаки и меньшая подъемная сила, что осложняло взлет, маневренность и посадку летательного аппарата. Но такое крыло было просто необходимо для обеспечения полетов на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Вслед за первыми реактивными самолетами конструкторское бюро Микояна создало новые истребители — более скоростные, совершенные и надежные. Одним из таких стал «МиГ-15» — оборудованный самой современной техникой, более совершенной герметичной кабиной и катапультируемым креслом. Его полет состоялся в 1947 г. Максимальная скорость «МиГа-15» составила 1050 км/ч, его потолок — 15 тыс. м. Следом появился «МиГ-17» — первый отечественный сверхзвуковой самолет, преодолевший звуковой барьер. На его базе затем создавался перехватчик «МиГ-17ПФ» с радиолокационной системой и форсированным двигателем.

К началу 50-х гг. советская авиатехника получила возможность создавать сверхзвуковые боевые самолеты со стреловидным крылом, с навигационно-прицельной системой, летающие и днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Именно таким и был «МиГ-19» с двумя двигателями, разработанный конструкторским бюро Микояна в 1954 г.

Одновременно с совершенствованием «МиГа-19» в течение нескольких последующих лет происходило создание других самолетов. В это время к Артему Ивановичу, принимающему участие во всех испытаниях своих самолетов, сильно возрос интерес за рубежом как к создателю современных самолетов-истребителей, которым нет равных в мире.

Появившийся к этому времени «Миг-21» просто поразил своими данными зарубежных создателей самолетов: он на большой скорости пролетал на довольно низкой высоте, у него была меньшая скорость приземления, меньший угол атаки, более тяжелое вооружение. Самолет отличался легкостью и удобством в управлении и обслуживании, обладая при этом хорошими летными качествами.

С появлением вертолетов, не требовавших больших аэродромов, конструкторское бюро Микояна занялось проблемой улучшения взлетно-посадочных характеристик современных самолетов.

Как создатель самолетов Артем Иванович Микоян принадлежал к числу наиболее выдающихся авиационных конструкторов мира. Ни один из русских самолетов не пользуется такой славой на Западе, как «МиГ» в его многочисленных модификациях. На самолетах Микояна установлено 55 мировых рекордов. Так, например, в 1967 г. были установлены два мировых рекорда. Летчик А. В. Федотов на истребителе «Е-266» с грузом в 2 т достиг 30 010 м — такой высоты не достигал еще ни один в мире самолет с грузом. Летчик П. М. Остапенко на этом же истребителе и с такой же массой груза совершил перелет на расстояние в 1000 км со скоростью 2910 км/ч. В это же время летчик М. М. Комаров пролетел 500 км со средней скоростью 2930 км/ч. Этот рекорд значительно превышал установленный лучшим истребителем ВВС США «F-12», скорость которого равнялась 2644 км/ч.

За заслуги перед отечественной авиацией А. И. Микоян дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден Ленинской и шестью Государственными премиями.





Наука, техника, изобретения © 2009-