Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Андрей Николаевич Туполев

Андрей Николаевич Туполев
Андрей Николаевич Туполев (1888-1972)

Андрей Николаевич Туполев (рис. 191) родился в семье нотариуса, проживающего на хуторе Пустомазово Тверской губернии. Отец, закончивший экстерном юридический факультет петербургского университета, стремился дать сыну хорошее образование и направил его учиться в тверскую гимназию.

После ее окончания в 1908 г. А. Н. Туполев поступил в Московское высшее техническое училище на механический факультет. Здесь его учителем был Н. Е. Жуковский, который и пробудил в будущем конструкторе интерес к авиации. Вместе с другими членами кружка воздухоплавания он пытался сконструировать и построить аэродинамическую трубу для лаборатории училища. Свой первый полет Туполев совершил на планере-биплане, сконструированном совместно с членами того же авиакружка. Но из-за начавшегося в училище революционного подъема Туполев оказался в числе 39 студентов, которых исключили из учебного заведения. Вернулся он в училище только в 1912 г.

Туполева, еще не защитившего диплом, пригласили заведовать гидропланным отделом на московский самолетостроительный завод «Дукс». А в 1917 г. он возглавил расчетный отдел в авиационном расчетно-испытательном бюро управления Воздушного Флота.

Большое внимание А. Н. Туполев уделял морским торпедным катерам. Его конструкторская деятельность по этой проблеме началась с защиты диплома, который назывался «Расчет гидроаэроплана». Еще будучи студентом, Туполев проделал большую исследовательскую работу по изучению обтекания потоком воды пластинки, находящейся под разными углами к потоку. Полученные результаты он применял впоследствии при испытании катеров-глиссеров и конструировании самолетов.

Со своим учителем Н. Е. Жуковским Туполев продолжал сотрудничать и после окончания учебы. Вместе с ним он занимался созданием различных летательных и глиссирующих аппаратов. Конструктор одним из первых предвидел переход на строительство самолетов из металла (в тот период для отечественного самолетостроения по-прежнему использовалось дерево).

В составе различных групп конструктор принимал участие во многих проектах по созданию катеров-глиссеров, в том числе и боевых. Так, например, был сконструирован катер типа «АНТ-4», получивший название «Туполев», с мощным вооружением и развивающий скорость до 180 морских миль. Этот первый отечественный торпедный катер зачислили в состав боевых кораблей Военно-морских сил РККА. За «АНТ-4» последовала еще серия катеров.

Андрей Николаевич Туполев внес большой вклад в создание первых отечественных торпедных катеров, но все-таки большую известность он получил как конструктор авиатехники. Огромную помощь ему в этом на первых порах оказал Ф. Э. Дзержинский, считавший, что авиастроению нужно уделять больше внимания. Специально для этих целей организовали опытное конструкторское бюро, руководителем которого свыше 50 лет и являлся А. Н. Туполев. Первым самолетом, спроектированным этим бюро, стал «АНТ-1», представляющий собой деревометаллическую конструкцию весом всего 360 кг и мощностью 35 л. с.

Далее последовали металлические «АНТ-2», «АНТ-3» (облетевший в течение трех дней столицы Германии, Австрии,Франции и Польши) и «АНТ-4». Последующие самолеты стали прообразом многомоторных бомбардировщиков свободно-несущей моноплановой схемы. Конструкторское бюро во главе с Туполевым вело работы по созданию бомбардировщиков, существенно превосходящих по своим характеристикам зарубежные аналоги.

В 1937—1941 гг. А. Н. Туполев был репрессирован.

За время работы А. Н. Туполева в конструкторском бюро под его руководством было создано свыше 100 различных типов самолетов. Больше половины из них нашли широкое применение в военной и гражданской авиации и выпускались серийно. Большую известность из них получили «Ту-134» и «Ту-154» (первый реактивный пассажирский самолет).

На самолетах Туполева было установлено 78 мировых рекордов и сделано 28 уникальных перелетов. Большим успехом стал рекордный перелет М. М. Громова, А. И. Филина и И. Т. Спирина на «АНТ-25» в 1934 г. (свыше 12 тыс. км). Затем на этом самолете в 1937 г. М. М. Громовым был установлен мировой рекорд по дальности беспосадочного полета из Москвы через Северный полюс в Сан-Джансинто (США). В этом же году В. П. Чкалов совершил перелет из Москвы через Северный полюс в Портленд (США).

В 1953 г. авиаконструктора А. Н. Туполева избирают членом Академии наук СССР. За заслуги перед отечественным авиастроением он был трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден Ленинской (в 1957 г.) и пятью Государственными премиями.





Наука, техника, изобретения © 2009-