Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Валентин Петрович Глушко (1908-1989)

Валентин Петрович Глушко родился 2 сентября в Одессе в семье служащего. Родители сделали все, чтобы сын получил хорошее образование. В юности он увлекался химией взрывчатых веществ и астрономией. В сентябре 1923 г., будучи еще школьником, вступил в переписку с К. Э. Циолковским, сыгравшим решающую роль в его творческом пути. Был избран членом-корреспондентом, а затем действительным членом РОЛМа (Русского общества любителей мироведения).

В 1924 г. Глушко окончил одесскую профшколу. В ней, кроме общеобразовательных предметов, учеников учили слесарному и токарному делу. Поэтому практику он проходил на арматурном заводе. В дальнейшем, когда Глушко занялся конструкторской деятельностью, ему очень пригодились заводские навыки. В этом же году стали появляться в газетах и журналах его статьи, пропагандирующие идеи Циолковского («Завоевание Землей Луны», «Станции вне Земли» и др.).

В 1925 г. В. П. Глушко поступил учиться в ленинградский университет на физико-математический факультет. Здесь он по-прежнему мечтает о покорении космического пространства. Спустя 4 года Глушко отправляет на экспертизу в отдел военных изобретений при Комитете по делам изобретательства проект необычного двигателя. Изобретению дали высокую оценку и пригласили молодого конструктора на беседу в Главный штаб.

После окончания университета Валентин Петрович становится сотрудником Газодинамической лаборатории, которой руководил Н. И. Тихомиров. Здесь Глушко приступает к разработке первых отечественных жидкостных реактивных моторов и проектирует опытные ракеты. Он сконструировал опытный ракетный мотор «ОРМ-1», работающий на жидком топливе.

В 1933—1934 гг. В. П. Глушко читает лекции в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского на тему «Жидкое топливо для реактивных двигателей». В Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) конструирует жидкостные реактивные двигатели (ЖРД). Разработанный группой Глушко двигатель «ОРМ-65» в 1936 г. успешно прошел испытания, после его установили на планер «СК-9» конструкции С. П. Королева. Именно этот аппарат и вошел в историю как ракетоплан «РП-318».

В 1937 г. В. П. Глушко репрессируют как врага народа. Заключение он отбывает в ОКБ НКВД до 1944 г. Здесь, как главный конструктор по ЖРД, он занимается созданием новых типов ракетных двигателей. Разработанный здесь двигатель «РД-1» впоследствии установили на самолет, сконструированный С. П. Королевым (которого специально отозвали для этого в Казань с омского ОКБ НКВД, где он также отбывал срок тюремного заключения). После освобождения из заключения Глушко продолжил работу в опытном конструкторском бюро далеко от Москвы.

В 1945—1946 гг. В. П. Глушко в составе технической комиссии изучал в Германии трофейную немецкую ракетную технику, в том числе и жидкостные двигатели.

Разработанные в ОКБ Глушко ракетные двигатели в 1947—74 гг. использовались в баллистических ракетах дальнего действия, в ракетно-космических системах «Спутник», «Восток», «Союз», на носителях, выполненных другими конструкторами (В. П. Челомеем и М. К. Янгелем).

В 1974 г. в СССР создано научно-производственное объединение «Энергия», генеральным конструктором которого назначили В. П. Глушко. В последующие годы под его руководством модернизируются орбитальные станции «Салют», корабли «Союз», создается многомодульная долговременная станция «Мир», мощная ракета-носитель «Энергия» и корабль многоразового использования «Буран».

В 1953 г. Глушко избирают членом-корреспондентом Академии наук СССР. За выдающиеся заслуги ученый и конструктор был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (в 1956 и 1961 гг.), награжден Ленинской (1957 г.) и Государственными премиями (в 1967 и 1984 гг.). В 1958 г. Глушко удостоен Золотой медали им. К. Э. Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений.





Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-