Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Михаил Кузьмич Янгель (1911-1971)

М. К. Янгель родился 25 октября в таежной деревеньке Зыряново Иркутской области. Его отец, Кузьма Лаврентьевич, занимался охотой и детей с ранних лет приучал к пушному делу. В этой же деревне Михаил окончил начальную школу, после чего продолжил образование в Нижне-Илимске. Затем М. Янгель отправился учиться в Москву.

В 1927 г. после окончания учебы в фабрично-заводском училище при текстильной фабрике им. Красной Армии и Флота, расположенной в подмосковном городке Красноармейске, Михаил поступил работать на фабрику (через 40 лет на фабрике открыли мемориальную доску академику М. К. Янгелю). Здесь же он увлекся авиацией.

В 1931 г. Пушкинский райком ВЛКСМ дал ему путевку, по которой М. К. Янгель поступил учиться в Московский авиационный институт. В годы учебы он увлекся проблемой межпланетных полетов. Темой его дипломной работы, руководил которой уже прославленный авиаконструктор Н. Н. Поликарпов, был одноместный скоростной истребитель-моноплан.

После получения диплома с отличием и профессии инженера-механика Янгель свыше 10 лет проработал в авиационном конструкторском бюро под руководством Н. Н. Поликарпова. Примерно столько же лет истребители Поликарпова не знали себе равных по своим летным характеристикам.

Но с началом Второй мировой войны государству потребовались качественно новые машины. К этому моменту Янгель был уже ведущим конструктором, и ему поручали самые ответственные задания. В составе делегации его направляют в советское представительство в США с целью заключения договоров о технической помоши и закупке нужных для народного хозяйства товаров. В Америке М. К. Янгель все время отдавал работе: знакомился с авиационной техникой, беседовал с конструкторами и инженерами, осматривал предприятия, вел переговоры о закупке оборудования. Здесь его еще больше увлекает космическая техника.

После возвращения в СССР Янгеля не оставляет желание заниматься именно этой проблемой. С началом войны 1941—45 гг. он участвует в воздушных полетах в качестве ведущего инженера самолета Н. Н. Поликарпова. Позже работает на различных авиазаводах. К началу 50-х гг. М. К. Янгель становится известным опытным конструктором и крупным организатором производства. Начиная с 1950 г. он принимает участие в создании ракетно-космической техники. В 1954 г. возглавляет одно из ведущих конструкторских бюро, на базе которого впоследствии будут создаваться спутники «Интеркосмос», ракеты различного назначения.

В 1959 г. М. К. Янгель удостаивается звания Героя Социалистического Труда. В 1960 г. за большой вклад в развитие науки ему присуждают ученую степень доктора технических наук. Через год Янгеля награждают второй Золотой звездой Героя Социалистического Труда. В 1962 г. он становится членом академии АН УССР, а через четыре года — действительным членом Академии наук СССР. М. К. Янгель был лауреатом Ленинской (1960 г.) и Государственной премий (1967 г.).

Скончался конструктор реактивно-космической техники 25 октября 1971 г. Когда начала строиться Усть-Илимская ГЭС, Янгель уже был главным конструктором. Несколько деревень, в том числе и Зыряново, оказались под водой и исчезли в Усть-Илимском море. А зыряновский дом, в котором жил Михаил Кузьмич, перенесли на МАЗе в другой поселок, где его превратили в музей М. К. Янгеля.





Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-