Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной.
Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность»
для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили
на развитие самолетостроения.
Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран
мира все чаще и чаще стали поступать сведения о новых моделях винтокрылых
машин. Начиная с 1919 г. в США инженер Г. Берлинер построил два вертолета,
один из которых показал неплохие по тем временам результаты. Поначалу конструктор
соорудил аппарат без фюзеляжа с 2 противоположно вращающимися винтами.
Однако поднявшись на 5 м, он убедился, что аппарат неустойчив, и разработал
принципиально новую схему: разместил по бокам самолетного фюзеляжа 2 винта,
а на хвосте — рулевой пропеллер, который должен был поднимать хвост аппарата
вверх. Управление таким вертолетом осуществлялось «по-самолетному» — при
помощи рулей высоты и направления.
Вертолет конструкции американского инженера Г. Берлинера.
|
Многовинтовой вертолет конструкции Г. Ботезата.
|
Целая серия вполне удачных аппаратов была создана американцем П.
Пескаром. В 1919 г. его первый многовинтовой вертолет совершил полет длительностью
1 мин и при этом достиг высоты в 1,5 м. Полеты других моделей были более
результативными.
|
В 1936 г. вертолет «Breguet-Doran» установил следующие мировые рекорды
— скорость на дистанции 20 км — 45 км/ч, наибольшая высота полета — 158
м, продолжительность полета — 1 ч 2 мин, дистанция по замкнутому кругу
— 44 км.
|
Первый вертолет, совершивший полет с 3 пассажирами на борту, был
построен в Будапеште доктором-инженером Теодором фон Карманом и Вильгельмом
Журовцем. В качестве силовой установки на нем был установлен электрический
мотор, при водивший в движение 4 несущих винта. Постройка вертолета закончилась
в марте 1918 г. Предположительно, на нем было сделано в обшей сложности
4 полета, причем во время 3 из них на борту вертолета находились 3 человека.
Воодушевленный успехом своего вертолета, Бреге приступил к созданию
вертолета-гиганта весом в 20 т. По его мнению, машина, оснащенная 4 двигателями
по 800 л.с., смогла бы преодолеть расстояние 6 000 км со скоростью 400
км/ч. Пожалуй, лаже не каждый современный вертолет смог бы похвастаться
такими характеристиками.
В декабре 1922 г. в воздух поднялся вертолет другого американского изобретателя
Г. Ботезата. Его автор применил многовинтовую схему с раздельным управлением
тягой винтов. Это позволяло аппарату, оснащенному четырьмя 6-лопастными
винтами, во время полета отклоняться по желанию пилота в любую сторону.
Уже весной 1923 т. на вертолете Y. Ботезата был установлен
своеобразный рекорд — подъем груза массой 450 кг на 4 м.
Если бы в начале XX в. проводился конкурс на модель самой многовинтовой
конструкции вертолета, то его, без сомнения, выиграл бы аппарат французского
инженера Э. Эмишена. В 1923 г. он представил на суд зрителей четырехвинтовую
машину, которая была дополнительно оснащена 6 небольшими пропеллерами,
с помощью которых поддерживалось равновесие и осуществлялось управление.
Кроме них вертолет Эмишена имел еще 2 винта для горизонтального полета.
В 1935 г. один из братьев Бреге совместно с французским конструктором
М. Дораном создал очередную конструкцию вертолета. В конце года под Парижем
аппарат «Breguet-Doran» взлетел на высоту 150 м и больше часа кружил над
аэродромом. При этом на некоторых участках маршрута он развивал скорость
до 100 км/ч. Как и в вертолете Б.Н. Юрьева, у французского аппарата несущие
винты машины служили одновременно и для создания подъемной силы, и для
управления полетом.
Не остался безучастным к вопросам вертолетостроения и известный немецкий
конструктор Генрих Фокке. В середине 30-х гг. по его проекту был изготовлен
вертолет «Focke-Wulf Fw-61». Звездообразный двигатель аппарата был установлен
в носовой части фюзеляжа и приводил в движение 2 трехлопастных винта, вращающихся
в противоположные стороны.
С первых же полетов «Fw-61» поднял планку «вертолетных» рекордов тех
лет. 25 июня 1937 г. он достиг высоты 2 440 м и оставался в воздухе в течение
1 ч 20 мин. На следующий день он установил рекорд дальности полета по прямой
— 16,4 км, а также рекорд скорости при полете по замкнутому маршруту 122,55
км/ч и рекорд дальности при полете по замкнутому маршруту — 80,6 км.
Знаменитый вертолет «Focke-Wulf Fw-61», созданный немецким
изобретателем Генрихом Фокке.
|
|