Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


ВЕРТОЛЕТ «ШАГАЕТ» ПО ПААНЕТЕ

Дальнейшее развитие вертолетостроения было прервано первой мировой войной. Так как этот удивительный аппарат не успел до ее начала доказать свою «полезность» для военных, про винтокрылые машины на время забыли и все силы бросили на развитие самолетостроения.

Но едва человечество покончило с кровопролитной войной, из разных стран мира все чаще и чаще стали поступать сведения о новых моделях винтокрылых машин. Начиная с 1919 г. в США инженер Г. Берлинер построил два вертолета, один из которых показал неплохие по тем временам результаты. Поначалу конструктор соорудил аппарат без фюзеляжа с 2 противоположно вращающимися винтами. Однако поднявшись на 5 м, он убедился, что аппарат неустойчив, и разработал принципиально новую схему: разместил по бокам самолетного фюзеляжа 2 винта, а на хвосте — рулевой пропеллер, который должен был поднимать хвост аппарата вверх. Управление таким вертолетом осуществлялось «по-самолетному» — при помощи рулей высоты и направления.

Вертолет конструкции американского инженера Г. Берлинера.

 

Многовинтовой вертолет конструкции Г. Ботезата.

 

Целая серия вполне удачных аппаратов была создана американцем П. Пескаром. В 1919 г. его первый многовинтовой вертолет совершил полет длительностью 1 мин и при этом достиг высоты в 1,5 м. Полеты других моделей были более результативными.

 

В 1936 г. вертолет «Breguet-Doran» установил следующие мировые рекорды — скорость на дистанции 20 км — 45 км/ч, наибольшая высота полета — 158 м, продолжительность полета — 1 ч 2 мин, дистанция по замкнутому кругу — 44 км.

Первый вертолет, совершивший полет с 3 пассажирами на борту, был построен в Будапеште доктором-инженером Теодором фон Карманом и Вильгельмом Журовцем. В качестве силовой установки на нем был установлен электрический мотор, при водивший в движение 4 несущих винта. Постройка вертолета закончилась в марте 1918 г. Предположительно, на нем было сделано в обшей сложности 4 полета, причем во время 3 из них на борту вертолета находились 3 человека.

Воодушевленный успехом своего вертолета, Бреге приступил к созданию вертолета-гиганта весом в 20 т. По его мнению, машина, оснащенная 4 двигателями по 800 л.с., смогла бы преодолеть расстояние 6 000 км со скоростью 400 км/ч. Пожалуй, лаже не каждый современный вертолет смог бы похвастаться такими характеристиками.

В декабре 1922 г. в воздух поднялся вертолет другого американского изобретателя Г. Ботезата. Его автор применил многовинтовую схему с раздельным управлением тягой винтов. Это позволяло аппарату, оснащенному четырьмя 6-лопастными винтами, во время полета отклоняться по желанию пилота в любую сторону. Уже весной 1923 т. на вертолете Y. Ботезата был установлен своеобразный рекорд — подъем груза массой 450 кг на 4 м.

Если бы в начале XX в. проводился конкурс на модель самой многовинтовой конструкции вертолета, то его, без сомнения, выиграл бы аппарат французского инженера Э. Эмишена. В 1923 г. он представил на суд зрителей четырехвинтовую машину, которая была дополнительно оснащена 6 небольшими пропеллерами, с помощью которых поддерживалось равновесие и осуществлялось управление. Кроме них вертолет Эмишена имел еще 2 винта для горизонтального полета.

В 1935 г. один из братьев Бреге совместно с французским конструктором М. Дораном создал очередную конструкцию вертолета. В конце года под Парижем аппарат «Breguet-Doran» взлетел на высоту 150 м и больше часа кружил над аэродромом. При этом на некоторых участках маршрута он развивал скорость до 100 км/ч. Как и в вертолете Б.Н. Юрьева, у французского аппарата несущие винты машины служили одновременно и для создания подъемной силы, и для управления полетом.

Не остался безучастным к вопросам вертолетостроения и известный немецкий конструктор Генрих Фокке. В середине 30-х гг. по его проекту был изготовлен вертолет «Focke-Wulf Fw-61». Звездообразный двигатель аппарата был установлен в носовой части фюзеляжа и приводил в движение 2 трехлопастных винта, вращающихся в противоположные стороны.

С первых же полетов «Fw-61» поднял планку «вертолетных» рекордов тех лет. 25 июня 1937 г. он достиг высоты 2 440 м и оставался в воздухе в течение 1 ч 20 мин. На следующий день он установил рекорд дальности полета по прямой — 16,4 км, а также рекорд скорости при полете по замкнутому маршруту 122,55 км/ч и рекорд дальности при полете по замкнутому маршруту — 80,6 км.

Знаменитый вертолет «Focke-Wulf Fw-61», созданный немецким изобретателем Генрихом Фокке.




Наука, техника, изобретения © 2009-