Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


В НЕБЕ «НЕВИДИМКИ»

В 30-х гг. в Советском Союзе была предпринята попытка изготовить невидимый самолет. Естественно, в те годы ни о каких радиолокационных станциях речи еще не было, и поэтому «невидимость» самолета подразумевала незаметность его для человеческого глаза.

Экспериментальный самолет выглядел как обыкновенный пассажирский самолет средних размеров, но особенно обращала на себя внимание его ярко блестевшая на солнце обшивка. После запуска двигателя, одновременно с нарастанием оборотов, самолет начал исчезать из вида, словно растворяться в воздухе. Проводившаяся с земли и с воздуха киносъемка ничего не дала. Операторы наводили объективы на звук, все небо, говорят, обшарили, но ни в одном кадре потом не обнаружилось ничего, кроме облаков. Даже тени самолета не оказалось.

Обычный самолет мы видим благодаря лучам света, отражающимся от него. Предполагалось, что от «прозрачного» свет отражаться не будет и он станет «невидимкой».

 

Широко известные в наши дни «невидимки» «6-2» и «F-117A» имеют покрытие, не отражающее, а поглощающее радиоволны. Металлический корпус обшивается специальным материалом, взаимодействуя с которым электромагнитная волна радиолокатора теряет значительную часть своей энергии, «увязая» в обшивке, как пуля в полушке. К тому же и форму самолета подбирают такую, чтобы падающие радиоволны отражались в сторону от приемных антенн радаров.

История «самолетов-невидимок» давняя. Еще в первую мировую войну печать обсуждала дерзкий полет немецких летчиков. Пол покровом ночи они сумели проскользнуть чуть ли не до пролива Ла-Манш и вернулись обратно, так и не замеченные французскими наблюдателями. При этом газеты писали: «Скрытности полета в немалой степени способствовала обшивка аэроплана, выполненная из материала высокой прозрачности».

Секрет «самолета-невидимки» был прост. Обшивку стандартного самолета заменили на прозрачный материал типа целлулоид, а точнее — оргстекло французского производства. Стенки силовых балок и других несущих большую нагрузку металлических элементов конструкции тоже оклеили подобным материалом. Капот, кабины, колеса и прочие части машины покрасили белой краской, смешанной с алюминиевым порошком, и отлакировали. Специально обработанные поверхности — прозрачные, зеркальные, белые, лакированные — должны были породить оптические погрешности, искажающие вид самолета.

Неизвестно, часто ли использовался в те годы такой самолет, но одно можно сказать определенно — в наши дни «невидимкой» его уже никто не назовет. Ведь современные средства ПВО ведут стрельбу, ориентируясь не на визуальные наблюдения, а по данным радара. Тут требуются иные критерии видимости. Кстати, первые радиолокаторы появились почти одновременно с появлением прозрачных самолетов.

Однако, как известно, на любую хитрость можно придумать другую. Для того чтобы ввести в заблуждение радары систем ПВО, американцами была разработана технология «стеле» (от английского слова «stealth» — скрытность). В рамках этой программы были созданы летательные аппараты, обшивка которых имеет покрытие, поглощающее лучи радаров, а сама форма аппарата разработана так, чтобы отраженные волны не попадали на приемную антенну радиолокационной станции ПВО.

В конце 1981 г. командование ВВС США издало специальную директиву по дальнейшему усилению режима секретности для техники с малой заметностью. В январе 1982 г. впервые в полет отправился первый серийный истребитель-невидимка «F-117A», а в феврале полетел малозаметный самолет «Whale» фирмы «Northrop», опыт работы над которым пригодился фирме для создания бомбардировщика «В-2».

Серийное производство самолетов «F-117A» было закончено в 1990 г. Полностью программа постройки «F-117A» включала 5 самолетов опытной и доводочной партии и 59 серийных машин. Министерство обороны США официально признало, что общая стоимость самолетов «F-117A» с учетом всей программы составила 6,56 млрд. долларов.

Истребитель фирмы «Lockheed» «F-117А» является представителем 2-го поколения самолетов-невидимок США.

«Сама идея создания самолета-невидимки «F- 117А» принадлежит русскому, — самокритично признаем Бен Рич, бывший главный конструктор авиастроительной корпорации «Lockheed». — Однажды в мой офис ввалился 36-летний математик и специалист по радарам нашей фирмы Денис Оверхольиер, который и преподнес мне подарок — прорыв в технологии самолета-невидимки. Он открыл этот «самородок» в недрах большой сугубо технической статьи по радарам, опубликованной в Москве несколькими голами раньше. Автором ее был Петр Уфимцев, ведущий сотрудник одного из московских институтов».

В некоторых источниках можно встретить информацию, что во время войны в Персидском заливе один самолет-невидимка «F-117A» был сбит иракским зенитно-ракетным комплексом «Игла». Самолет упал в пустыне, в Саудовской Аравии, откуда некоторые образцы его оборудования и материалов были вынесены на плечах офицерами одной из групп российского спецназа. Американцы потерю самолета отрицали и предприняли определенные меры дезинформационного характера для того, чтобы скрыть это событие.

Американский бомбардировщик «6-2» — самолет, выполненный по технологии «стелс».

 

Последняя потеря самолета «F-117A» произошла в ночь с 27 на 28 марта 1999 г. во время налетов авиации стран НАТО на Югославию. Это была первая, официально подтвержденная американцами потеря такого самолета во время ведения боевых действий. Деваться было некуда: фотографии сбитого самолета «F- 117A» (бортовой номер 806), который при всем желании нельзя спутать с машинами других типов, облетела все информационные агентства мира. Попытки официальных представителей Министерства обороны США сослаться на определенные технические неисправности систем оказались столь неубедительными, что их даже не пытались повторять.

За период с 7 956 по май 7 999 гг. с летной эксплуатации были сняты около 10 самолетов «F-117A». Некоторые самолеты были потеряны в холе аварий, а другие, отслужив свой срок, заняли почетные места на пьедестале авиабазы Неллис и в музее ВВС США на базе Райт-Паттерсен.

В наши дни «В-2» уже не является «невидимкой», потому что существуют системы, способные его обнаружить. Но все же малая заметность самолета обеспечивает высокую вероятность его выживания в боевых условиях.

Другим, не менее известным «самолетом-невидимкой» является стратегический бомбардировщик «В-2». Сведения об этой «летающей буханке хлеба с крыльями», как называли «В-2», появились только в 1996 г. Он относится к третьему поколению американских малозаметных самолетов. Первое представляет самолет-разведчик «SR-71» фирмы «Lockheed», второе — истребитель этой же фирмы «F-117A», четвертое — истребитель «А-12» фирмы «McDonnal-Douglas», пятое — истребители «YF-23» и «YF-22» фирм «Northrop» и «Lockheed».

Бомбардировщик выполнен по схеме «летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Форма «В-2» образована 12 прямыми линиями, что позволяет сконцентрировать все отражения сигнала радара в горизонтальной плоскости в нескольких узких секторах. Используется «четырехлепестковая» схема: параллельные передние и задние кромки корпуса и кромки люков, створок ниш шасси, отсеков двигателей и воздухозаборников формируют Х-образно расположенные четыре основных сектора отражения. С боковых и фронтальных ракурсов самолет практически не имеет прямых линий и плоских поверхностей.

4 двигателя самолета «В-2» установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее расположение. Экипаж — 2 человека, размещающихся в герметической кабине. Остекление кабины из 4 многослойных панелей обеспечивает обзор в горизонтальной плоскости 200°. Панели имеют слой с фотореакционной способностью и становятся светонепроницаемыми при световом воздействии ядерного взрыва. Золотосодержащее покрытие остекления не дает пройти через него радиолокационному излучению.

Внешний вил пилотской кабины американского самолета-невидимки 3-го поколения «В-2».

 

Многоцелевой истребитель «YF-23» относится к 5-му поколению американских малозаметных самолетов. Требования к новому самолету заключались в том, что он должен быть способен проникать в воздушное пространство, хорошо защищенное средствами ПВО, и осуществлять поддержку воздушно-наземной операции, первым обнаруживая противника в воздухе и поражая воздушные цели с первого выстрела. ВВС США стремились к «революционному изменению» облика истребителя. На «YF-23» применены малоотражающие формы и радиопоглощающие материалы. Фюзеляж самолета шестигранного сечения. Кроме этого применено плавное сопряжение крыла и фюзеляжа, т.е. присутствуют все элементы технологии «стеле». Первый полет демонстрационного истребителя «YF-23» состоялся 27 августа 1990г.

Для обнаружения радиолокационных целей обычно используют дециметровые и сантиметровые волны. Это и понятно: чем короче волна, посылаемая радаром, тем с большей точностью она позволяет установить координаты «мишени». Специалисты СССР попробовали увеличить рабочую длину волны локатора. Используя современную вычислительную технику, они подобрали оптимальные режимы излучения и обработки сигнала. Погрешности таких измерений практически не увеличились, но зато отраженный сигнал от «невидимки» был не хуже, чем и от обычного, не покрытого защитной пленкой самолета. Таким образом, американские самолеты-невидимки перестали быть таковыми.

бомбардировщике «В-2» установлено устройство, позволяющее осуществлять заправку в воздухе, что значительно увеличивает продолжительность его полета.

Кроме этого летчики должны пилотировать самолет в противолазерных очках. В комплекс бортового оборудования входит навигационная подсистема и в 8 многофункциональных цветных мониторов — по 4 для каждого летчика. Вооружение самолета состоит из 20 бомб «В-61» общей массой 6 360 кг или 16 «В-83» общей массой 17 420 кг.





Наука, техника, изобретения © 2009-