Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ

Несмотря на окончание второй мировой войны, работы над созданием летающих лодок не остановились. В 1945 г. в конструкторском бюро Г.М. Бериева был создан дальний морской разведчик «Бе-6».

Этот самолет представлял собой двухмоторную цельнометаллическую летающую лодку со звездообразными двигателями воздушного охлаждения, двухкилевым оперением и подкрыльными поплавками. Самолет имел экипаж из 8 человек, был вооружен 3 пушечными установками, имел хорошее радиооборудование, оборудование для фоторазведки и аварийно-спасательное снаряжение.

В период «холодной войны», когда во флотах вероятного противника появились атомные подводные лодки-ракетоносцы, роль гидроавиации значительно возросла.

Был разработан ряд самолетов различного назначения. Например, «охотники» за подводными лодками, созданные на базе гидросамолетов, могли не только часами летать над заданным районом, но и, выключив двигатель, «затаиться». При этом экипаж мог часами и даже сутками прослушивать глубины океана.

Классическим примером такого аппарата может служить гидросамолет «Бе-12», разработанный Г.М. Бериевым. Он представляет собой цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий высокоплан с крылом типа «чайка» и двумя подкрыльевыми поплавками.

Тяжелая летающая лодка «Бе-6», разработанная Г.М. Бериевым в середине 40-х гг.

 

Охотник за подводными лодками «Бе-12».

 

Гидросамолет «Бе-12», разработанный Г.М. Бериевым, представлял собой цельнометаллический двухмоторный высокоплан с крылом типа «чайка» и двумя подкрыльевыми поплавками.

«Бе-42» — первый в мире серийный гидросамолет-амфибия, оснащенный реактивным двигателем.

Экипаж самолета состоит из 4 человек — командира корабля, его помощника, штурмана и воздушного радиста.

В передней части фюзеляжа расположены кабины штурмана и летчиков, для входа которых в самолет предусмотрена открывающаяся внутрь дверь по правому борту. Для выхода летчиков на палубу при базировании на воде, а также для их катапультирования служат два люка в потолке пилотской кабины, которые закрываются сдвижными крышками. Снизу, в передней части фюзеляжа, размещен аварийный люк штурмана, сверху имеются эксплуатационно-аварийный палубный и якорный люки, используемые при базировании на воде для постановки самолета на якорь, взятия на буксир и заправки топливом на плаву. Все кабины экипажа самолета негерметичны, в связи с этим высота его полета ограничена 8 000 м. Для поддержания необходимого микроклимата они отапливаются и вентилируются подогретым воздухом.

Самолет оснащен комплектом функционального оборудования, предназначенного для посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также комплектом целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.

В 1986 г. в ОКБ им. Г.М. Бериева был создан многоцелевой самолет-амфибия «А-40». Этот самолет разрабатывался для дальних противолодочных операций и для различного применения в гражданской авиации. В этом же году на базе самолета «А-40» был создан морской спасатель «Бе-42».

Самолет-амфибия выполнен по схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Под концевыми частями крыла установлены неубираемые поплавки, служащие для повышения устойчивости на воде.

Отличительной чертой «Бе-42» является то, что его двигатели не поршневые, как в подобных аппаратах, а турбореактивные. Таким образом, «А-40» и «Бе-42» являются первыми в мире серийными гидросамолетами-амфибиями, оснащенными реактивными двигателями. Баки с топливом для двигателей располагаются в крыле и фюзеляже, а в носовой части самолета установлена неубираемая штанга топливоприемника для дозаправки в воздухе.

Экипаж «Бе-42» (от 3 до 8 человек) размещается в герметичной кабине, разделенной на два отсека: летный экипаж и операторы подсистем. В задней части корпуса находится отсек вооружения длиной 6,1 м, в который можно загрузить до 3 противолодочных торпед «Орлан», до 4 противокорабельных ракет «Коршун» или «Ястреб», 6 противокорабельных ракет «Орел».

В 90-х гг. на основе военного многоцелевого самолета-амфибии «А-40» был создан еще один гражданский вариант — «Бе-200». Этот самолет является последним словом мирового гидросамолетостроения и, без сомнения, наиболее совершенным и эффективным из всех самолетов-амфибий, когда-либо строившихся в мире. «Бе-200» не только соответствует большинству летно-технических характеристик, присущих сухопутным самолетам-аналогам, но и обладает уникальной возможностью взлета и посадки как на сушу, так и на воду.

В наши дни планируется выпускать различные модификации самолета, например, противопожарный вариант, имеющий возможность принимать на борт 12 т воды. Самолет может быть заправлен водой на аэродроме, а также может осуществить забор воды при снижении всего за 14 с. Специалисты подсчитали, что только один самолет «Бе-200» за одну заправку топливом сможет сбросить на очаг пожара свыше 270 т воды.

Компоновка салона реактивного самолета-амфибии «Бе-200» при использовании в качестве пассажирского, грузового или специализированного аппарата.

Гидросамолету «Бе-12» принадлежит большое количество рекордов среди аппаратов подобного класса. Вот наиболее интересные из них: дальность полета по замкнутому маршруту — 2 562,897 км (25 октября 1973 г.), высота полета — 12 185 м (27 октября 1964 г.), скорость полета—596,514 км/ч (19 апреля 1976г.). Наибольшая высота с коммерческим грузом 10 т — 9 352 м была достигнута 27 октября 1964 г.

Грузовой вариант «Бе-200» предназначен для доставки до 7,5 т груза на острова, не имеющие оборудованных аэродромов, на плавучие буровые платформы, морские суда. Самолет может быть переоборудован в пассажирский путем установки кресел и перестановки перегородки всего за один час силами экипажа. В таком режиме работы «Бе-200» способен перевозить до 72 пассажиров.

Маркетинговые исследования говорят в пользу производства «Бе-200». Во-первых, единственным серийно выпускаемым самолетом-амфибией в настоящее время является самолет «CL-415» (производства фирмы «Canadair»), который по летным и эксплуатационным характеристикам уступает «Бе-200». Во-вторых, в самолете заинтересованы министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральная служба лесного хозяйства. Так что перед этим самолетом-амфибией в XXI в. открывается большое будущее.





Наука, техника, изобретения © 2009-