Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


НЕБЕСНЫЕ «СПОРТСМЕНЫ» И «УЧИТЕЛЯ»

Летчиков всего мира кроме любви к полетам объединяет еще одно обстоятельство — вне зависимости от того, служат они сейчас в военной или гражданской авиации, начинался их путь в небо с управления небольшим тренировочным самолетом-учителем.

Олин из первых учебно-тренировочных самолетов Советского Союза — «У-1».

 

Самолет «АИР-14» был создан под руководством А.С. Яковлева в 1937 г. Это был одноместный учебно-тренировочный и спортивный самолет, который пошел в серию под названием «УТ-1» (учебно-тренировочный, одноместный). Самолет имел смешанную конструкцию с неразъемным крылом и при минимальных размерах обладал высоким запасом прочности, что позволяло выполнять любые фигуры высшего пилотажа. Серийное производство продолжалось с 1 937 по 1940 гг.

 

Двухместный учебно-тренировочный самолет «УТ-2» («АИР-10»), созданный под руководством АС. Яковлева в 1935 г.

Одним из первых учебных самолетов для пилотов Советской России стал выпускаемый с начала 1922 г. летательный аппарат «У-1». Самолет представлял собой двухместный биплан с ротативным мотором советского производства «М-2» мощностью 120 л.с. Для обучения морских летчиков выпускался поплавковый вариант этого самолета, называвшийся «МУ-1». Серийное производство учебных самолетов «У-1» продолжалось до 1931 г. Всего за эти годы произведено около 740 самолетов.

На смену «У-1» пришел учебно-тренировочный самолет «АИР-10». Он был создан под руководством А.С. Яковлева в 1935 г. «АИР-10» прошел испытания и под названием «УТ-2» (учебно-тренировочный, двухместный) был запущен в серийное производство. Самолет представлял собой моноплан цельнодеревянной конструкции с двигателем мощностью 110 л.с.

В 1941 г. была создана новая модификация этого самолета — «УТ-2М». С целью получения лучших штопорных характеристик его крылу придали небольшую стреловидность по передней кромке и немного увеличили вертикальное оперение, а также мощность двигателя — до 125 л.с.

Учебно-тренировочный самолет «УТ-2» выпускался серийно с 1937 по 1944 гг. и до 1948 г. оставался основным учебно-тренировочным самолетом в летных школах ВВС СССР.

В 1946 г. специалисты ОКБ А.С. Яковлева разработали новый учебно-тренировочный самолет «Як-11». Он пришел на смену таким учебно-тренировочным самолетам, как «УТ-1» и «УТ-2». «Як-11» был предназначен для первоначального обучения летчиков в школах гражданской авиации и тренировки летного состава ВВС СССР. Всего за годы серийного производства было построено около 3 850 самолетов этого типа.

В 1945 г. в воздух поднялся опытный образец учебно-тренировочного самолета «Як-18». Он имел цельнометаллическую конструкцию со смешанной полотняно-металлической обшивкой. После продолжительных испытаний, закончившихся в начале 1947 г., было начато серийное производство. Самолеты использовались как в военной, так и в гражданской авиации в качестве учебно-тренировочных.

В 1964 г. на основе учебно-тренировочного самолета «Як-18» был разработан легкий пассажирский транспортный самолет «Як-18Т». Основной вариант нового самолета брал на борт 3 пассажиров и багаж. Четыре других модификации включали в себя учебно-тренировочный, усовершенствованный учебно-тренировочный, почтовый, или грузовой, с полезной нагрузкой 250 кг и санитарный. Опытный образец «Як-18T» поднялся в воздух в 1967 г. и проходил серию испытаний вплоть до 1973 г. Серийное производство этой модели самолета началось в 1974 г., и к 1993 г. число выпущенных самолетов превысило 2 000.

Учебно-тренировочный самолет «Як-11».

 

Двухместный учебно-тренировочный самолет «Як-18».

Учебно-тренировочный самолет «Як-18» выпускался в различных модификациях, бот наиболее интересные из них: «Як-18У» — опытный образец поднялся в воздух в 1954 г. В нем использовалось совершенно новое убирающееся трехколесное шасси с носовой опорой. «Як-18П» — специализированный одноместный самолет, предназначенный для высшего пилотажа. Этот самолет производился с 7 959 г., мог находиться в перевернутом полете до 5 мин. «Як-18ПМ» — вариант 1965 г. для высшего пилотажа со смешенной назад кабиной.

Легкий многоцелевой самолет «Як-18Т».

 

«Як-50» — учебно-тренировочный самолет для отработки пилотажа, разработанный ОКБ А.С. Яковлева на базе аппарата «Як-18». Серийное производство самолета начато в 1977 г.

 

Самолет предварительной летной подготовки «Як-52».

В 1960 г. в Советском Союзе был построен спортивный самолет, созданный в ОКБ А.С. Яковлева, — двухместный «Як-30». От других спортивно-тренировочных самолетов он отличался тем, что имел не поршневой, а легкий турбореактивный двигатель «РУ-19» конструкции С.К. Туманского. Практически в это же время был построен и испытан одноместный вариант этого самолета, получивший название «Як-32». В основном, новые модели самолетов предназначались для того, чтобы помочь летчикам, прошедшим обучение на машинах с поршневыми двигателями, в частности на «Як-18», перейти к пилотированию современных реактивных самолетов.

На этих учебно-тренировочных самолетах летчики-спортсмены ДОСААФ Г. Корчуганова, Р. Шихина, В. Смирнов, В. Мухин установили несколько мировых рекордов скорости и высоты в классе легких самолетов с реактивными двигателями. На воздушном параде в 1961 г. летчики выполнили на «Як-32» все фигуры высшего пилотажа, а в 1965 г. Р. Шихина пролетела 15 км со скоростью 775 км/ч, В. Смирнов набрал высоту 16 128 м.

Дальнейшим развитием серии советских учебно-тренировочных самолетов стал аппарат предварительной летной подготовки «Як-52». Начиная с 1979 г. самолет начали изготовлять серийно, и он был направлен в воздушные части для замены «Як-18».

Несколько позже на базе учебно-тренировочного самолета был создан одноместный акробатический самолет «Як-53». Существует также вариант «Як-52», разработанный в 1991 г. румынской фирмой «Airstar», получивший название «Condor».

В 1993 г. в ОКБ А.С. Яковлева был создан очередной спортивно-пилотажный самолет «Як-54». Этот двухместный самолет в основном предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу, участия в соревнованиях по самолетному спорту.

Воздушный акробат «Як-54»




Наука, техника, изобретения © 2009-