Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


ВОЗДУШНЫЕ ТЯЖЕЛОВОЗЫ

Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный турбореактивными двигателями.

Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать в авиаотряды. Отличительными особенностями этого аппарата являлись высокорасположенное крыло умеренной стреловидности, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное хвостовое оперение. Многоколесное шасси обеспечивало его эксплуатацию на искусственных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Грузовой люк, расположенный в хвостовой части с наклонной рампой, позволял осуществлять парашютное десантирование и перевозку тяжелой техники массой до 43 т.

Грузовая кабина «Ил-76» позволяла разместить 145 (для двухпалубной модификации «Ил-76М» — 225) солдат или 126 десантников и 3 бронированных машины. Кроме этого самолет был способен перевозить средние танки и другую бронетехнику массой до 42 т.

Транспортный самолет-тяжеловоз «Ил-76» оснащен турбореактивными двигателями.

 

Максимальное количество пассажиров, которое когда-либо перевозил гражданский авиалайнер, равно 1 087. Этот рекорд был установлен во время эвакуации иностранных граждан из Эфиопии в 1991 г. Одним из 33 задействованных в операции самолетов был специально подготовленный грузопассажирский «Boeing-747», в котором демонтировали практически все служебные отсеки и туалеты. За счет освободившегося пространства удалось увеличить количество кресел до 760. При поднятых подлокотниках на 4 сиденьях помешалось по 6 человек. В итоге самолет взлетел с 1084 пассажирами на борту. К концу рейса эта цифра увеличилась до 1 087 человек в связи с рождением 3 младенцев.

 

Самолет «Ил-76» выполнялся в нескольких модификациях, в том числе для гражданской авиации — «Ил-76Т», «Ил-76ТЛ», «Ил-76ТЛП», и поставлялся во многие страны мира.

 

Тяжеловоз «Ан-22» кроме индекса получил собственное имя — «Антей».

Большая грузоподъемность «Ил-76» и его высокая скорость, до 825 км/ч, позволили использовать самолет в качестве основного воздушного транспортника во время боевых действий, которые вел Советский Союз в Афганистане. При этом было выполнено 14 700 самолето-рейсов в условиях обстрела противовоздушными войсками противника с минимальными потерями.

Накопив за годы эксплуатации «Ил-76» необходимый опыт, специалисты ОКБ им. С.В. Ильюшина разработали пассажирский широкофюзеляжный самолет для дальних магистральных линий «Ил-96—300». Второй индекс в названии указывал на то, что количество мест в пассажирской кабине самолета равно 300. Этот самолет, взлетная масса которого составляла 216 т, был способен со скоростью до 900 км/ч преодолеть расстояние в 11 000 км.

В апреле 1997 г. конструкторы представили свою новую разработку — дальнемагистральный грузовой самолет «Ил-96Т». Он способен поднять в воздух до 92 т груза и преодолевать без посадки до 11 000 км. Поскольку новый самолет на 9 м длиннее своего предшественника, то в его грузовой кабине найдется место для самого крупногабаритного груза, в том числе и для морских контейнеров.

Долгое время основной авиастроительной фирмой СССР, специализирующейся на проектировании грузовых самолетов, являлось ОКБ O.K. Антонова. Достаточно вспомнить хотя бы о тяжеловозе «Ан-22», одном из немногих самолетов Советского Союза, который получил кроме индекса еще и собственное имя — «Антей».

Свой первый полет «Ан-22» совершил в 1965 г. Появление самолета большой грузоподъемности, с диаметром фюзеляжа 6 м, во многом повлияло на дальнейшее развитие большегрузного самолетостроения во всем мире. В первую очередь «Антей» был предназначен для перевозок на большие расстояния тяжелых и крупногабаритных грузов. Его грузовая кабина значительно превышала по размерам железнодорожный вагон, что позволяло транспортировать грузы, превосходящие железнодорожные габариты, например: землеройные и строительные машины, бурильное оборудование, тяжелые грузовики, автобусы, тракторы, речные суда.

Следующим тяжеловозом, разработанным в ОКБ О.К Антонова, стал «Ан-124» («Руслан»). Этот самолет, впервые поднявшийся в небо в 1985 г., способен перевозить в своем грузовом отсеке как военную, так и гражданскую технику и крупногабаритные грузы.

«Руслан» выполнен по обычной для тяжелых транспортных самолетов схеме высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. Фюзеляж самолета разделен на две палубы и для удобства обслуживания, ремонта и увеличения ресурса разбит на ряд герметичных отсеков специализированного назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов, верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей и оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих технику и грузы. Благодаря надичию переднего (откидывающаяся носовая часть) и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений. Герметичная грузовая кабина (длина 36,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает перевозку грузов общей массой до 120 т. Объем грузовой кабины превышает 1 000 м3, что равно десяти железнодорожным вагонам. Выполненный из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку различных видов самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники.

300-местный пассажирский самолет-гигант «Ил-96—300».

 

Еше один самолет-тяжеловоз, разработанный в ОКБ О.К.Антонова, — «Ан-124» («Руслан»).

В августе 1977 г. совершил свой первый полет новый грузовой реактивный самолет «Ан-72», предназначенный для замены самолета «Ан-26». Этот самолет обладает очень коротким разбегом на взлете и небольшим пробегом после посадки. Высокая проходимость позволяет ему салиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Скорость этого самолета достигает 720 км/ч, а грузовая кабина позволяет вмешать грузы в стандартных контейнерах 1,9 х 2, 4 х 1,5 м, весом до 5 т.

Благоларя надичию в конструкции самолета «Ан-124» откидывающейся носовой части и заднего грузового люка возможно оперативно осуществлять погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.

 

Самолет-супертяжеловес «Ан-225» («Мрiя»).

Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой при погрузочно-разгрузочных работах самолет опускается к земле. Каждая основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя опора — из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления поворотом передних стоек способствует развороту самолета на взлетно-посадочной полосе шириной до 50 м.

Силовая установка самолета состоит из четырех турбовентиляторных двигателей. Кроме огромной мощности, эти двигатели отличаются малой массой, низким расходом топлива и невысоким уровнем шума. Кроме этого «Ан-124» оснащен системой автоматического управления, автоматизированной системой штурвального управления, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения экипажа. Всего в системах управления самолетом задействовано 34 компьютера.

Первые рабочие рейсы «Ан-124» начал выполнять в 1986 г., а уже через два года в небе появился самолет-супертяжеловес «Ан-225» («Мрiя»). Этот самолет создавался в рамках советской космической программы для транспортировки крупногабаритных грузов, например, космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет, естественно, может перевозить и крупногабаритные грузы другого назначения, которые размещаются как в фюзеляже самолета, так и на его «спине».

Фюзеляж «Ан-225» имеет такое же поперечное сечение, что и у самолета «Ан-124», однако его длина существенно увеличена. Грузовая кабина самолета имеет следующие размеры: длина 43 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м. Внутри кабины молено разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей и даже большегрузные автосамосвалы типа «БелАЗ». В целях уменьшения веса было решено отказаться от заднего грузового люка, однако носовой, откидывающийся вверх люк и система приседания передних стоек шасси сохранены.

Кроме выполнения транспортных операций, «Ан-225» планируется использовать в качестве первой ступени космического комплекса для коммерческих запусков полезных грузов в космос в составе авиационного ракетно-космического комплекса «Свитязь», позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные орбиты, и многоцелевой авиационно-космической системы «МАКС», которая обеспечивает возможность вывода на низкие орбиты 2 космонавтов и 10 т груза.

Транспортный самолет «Ан-225» «Мрiя» способен переносить на своей «спине» крупногабаритные грузы, например, космический корабль многоразового использования «Буран».

Самолет-гигант «Мрiя» способен принять на борт ло 250 т груза, а его общий взлетный вес при этом достигает 600 т. Определенный интерес представляет проект авиаиионно-морского поисково-спасательного комплекса «Мрiя-Орленок». Этот комплекс, состоящий из самолета «Ан-225» и расположенного на его «спине» экранолета «Орленок», при получении сигнала об аварии на море вылетает в указанный район и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экранолета с включенными двигателями. Экранолет после этого совершает планирующий спуск и посадку на воду. Экипаж «Орленка», численность которого может доходить до 70 человек, будет состоять из специалистов различного профиля, способных оказать терпящим бедствие разностороннюю помощь.





Наука, техника, изобретения © 2009-