Эти самолеты поражают своими размерами, и не зря. Ведь вес грузов, которые
они поднимают в воздух исчисляется сотнями тонн. Одним из первых аппаратов-тяжеловозов
стал созданный в ОКБ С.В. Ильюшина транспортный самолет «Ил-76», оснащенный
турбореактивными двигателями.
Первый полет «Ил-76» совершил в 1971 г., и уже в 1974 г. он начал поступать
в авиаотряды. Отличительными особенностями этого аппарата являлись высокорасположенное
крыло умеренной стреловидности, полностью герметизированный фюзеляж и Т-образное
хвостовое оперение. Многоколесное шасси обеспечивало его эксплуатацию на
искусственных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Грузовой люк, расположенный
в хвостовой части с наклонной рампой, позволял осуществлять парашютное
десантирование и перевозку тяжелой техники массой до 43 т.
Грузовая кабина «Ил-76» позволяла разместить 145 (для двухпалубной модификации
«Ил-76М» — 225) солдат или 126 десантников и 3 бронированных машины. Кроме
этого самолет был способен перевозить средние танки и другую бронетехнику
массой до 42 т.
Транспортный самолет-тяжеловоз «Ил-76» оснащен турбореактивными двигателями.
|
Максимальное количество пассажиров, которое когда-либо перевозил
гражданский авиалайнер, равно 1 087. Этот рекорд был установлен во время
эвакуации иностранных граждан из Эфиопии в 1991 г. Одним из 33 задействованных
в операции самолетов был специально подготовленный грузопассажирский «Boeing-747»,
в котором демонтировали практически все служебные отсеки и туалеты. За
счет освободившегося пространства удалось увеличить количество кресел до
760. При поднятых подлокотниках на 4 сиденьях помешалось по 6 человек.
В итоге самолет взлетел с 1084 пассажирами на борту. К концу рейса эта
цифра увеличилась до 1 087 человек в связи с рождением 3 младенцев.
|
Самолет «Ил-76» выполнялся в нескольких модификациях, в том числе
для гражданской авиации — «Ил-76Т», «Ил-76ТЛ», «Ил-76ТЛП», и поставлялся
во многие страны мира.
|
Тяжеловоз «Ан-22» кроме индекса получил собственное имя — «Антей».
|
Большая грузоподъемность «Ил-76» и его высокая скорость, до 825 км/ч,
позволили использовать самолет в качестве основного воздушного транспортника
во время боевых действий, которые вел Советский Союз в Афганистане. При
этом было выполнено 14 700 самолето-рейсов в условиях обстрела противовоздушными
войсками противника с минимальными потерями.
Накопив за годы эксплуатации «Ил-76» необходимый опыт, специалисты ОКБ
им. С.В. Ильюшина разработали пассажирский широкофюзеляжный самолет для
дальних магистральных линий «Ил-96—300». Второй индекс в названии указывал
на то, что количество мест в пассажирской кабине самолета равно 300. Этот
самолет, взлетная масса которого составляла 216 т, был способен со скоростью
до 900 км/ч преодолеть расстояние в 11 000 км.
В апреле 1997 г. конструкторы представили свою новую разработку — дальнемагистральный
грузовой самолет «Ил-96Т». Он способен поднять в воздух до 92 т груза и
преодолевать без посадки до 11 000 км. Поскольку новый самолет на 9 м длиннее
своего предшественника, то в его грузовой кабине найдется место для самого
крупногабаритного груза, в том числе и для морских контейнеров.
Долгое время основной авиастроительной фирмой СССР, специализирующейся
на проектировании грузовых самолетов, являлось ОКБ O.K. Антонова. Достаточно
вспомнить хотя бы о тяжеловозе «Ан-22», одном из немногих самолетов Советского
Союза, который получил кроме индекса еще и собственное имя — «Антей».
Свой первый полет «Ан-22» совершил в 1965 г. Появление самолета большой
грузоподъемности, с диаметром фюзеляжа 6 м, во многом повлияло на дальнейшее
развитие большегрузного самолетостроения во всем мире. В первую очередь
«Антей» был предназначен для перевозок на большие расстояния тяжелых и
крупногабаритных грузов. Его грузовая кабина значительно превышала по размерам
железнодорожный вагон, что позволяло транспортировать грузы, превосходящие
железнодорожные габариты, например: землеройные и строительные машины,
бурильное оборудование, тяжелые грузовики, автобусы, тракторы, речные суда.
Следующим тяжеловозом, разработанным в ОКБ О.К Антонова, стал «Ан-124»
(«Руслан»). Этот самолет, впервые поднявшийся в небо в 1985 г., способен
перевозить в своем грузовом отсеке как военную, так и гражданскую технику
и крупногабаритные грузы.
«Руслан» выполнен по обычной для тяжелых транспортных самолетов схеме
высокоплана со стреловидным крылом сравнительно большого удлинения, однокилевым
хвостовым оперением и многоколесным убирающимся в полете шасси. Фюзеляж
самолета разделен на две палубы и для удобства обслуживания, ремонта и
увеличения ресурса разбит на ряд герметичных отсеков специализированного
назначения: грузовая кабина для размещения перевозимой техники и грузов,
верхняя передняя палуба для размещения основного и сменного экипажей и
оборудования, верхняя задняя палуба для размещения людей, сопровождающих
технику и грузы. Благодаря надичию переднего (откидывающаяся носовая часть)
и заднего грузовых люков обеспечивается возможность оперативно осуществлять
погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений. Герметичная
грузовая кабина (длина 36,5 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м) обеспечивает
перевозку грузов общей массой до 120 т. Объем грузовой кабины превышает
1 000 м3, что равно десяти железнодорожным вагонам. Выполненный
из титанового сплава пол грузовой кабины допускает погрузку различных видов
самоходной и несамоходной колесной и гусеничной техники.
 |
300-местный пассажирский самолет-гигант «Ил-96—300».
|
Еше один самолет-тяжеловоз, разработанный в ОКБ О.К.Антонова, — «Ан-124»
(«Руслан»).
|
В августе 1977 г. совершил свой первый полет новый грузовой реактивный
самолет «Ан-72», предназначенный для замены самолета «Ан-26». Этот самолет
обладает очень коротким разбегом на взлете и небольшим пробегом после посадки.
Высокая проходимость позволяет ему салиться и взлетать с грунтовых аэродромов.
Скорость этого самолета достигает 720 км/ч, а грузовая кабина позволяет
вмешать грузы в стандартных контейнерах 1,9 х 2, 4 х 1,5 м, весом до 5
т.
Благоларя надичию в конструкции самолета «Ан-124» откидывающейся
носовой части и заднего грузового люка возможно оперативно осуществлять
погрузку и выгрузку нестандартных грузов с обоих направлений.
|
Самолет-супертяжеловес «Ан-225» («Мрiя»).
|
Многоколесное шасси оснащено системой приседания, благодаря которой
при погрузочно-разгрузочных работах самолет опускается к земле. Каждая
основная опора шасси состоит из пяти независимых двухколесных стоек, передняя
опора — из двух стоек, каждая из которых имеет два колеса. Система управления
поворотом передних стоек способствует развороту самолета на взлетно-посадочной
полосе шириной до 50 м.
Силовая установка самолета состоит из четырех турбовентиляторных двигателей.
Кроме огромной мощности, эти двигатели отличаются малой массой, низким
расходом топлива и невысоким уровнем шума. Кроме этого «Ан-124» оснащен
системой автоматического управления, автоматизированной системой штурвального
управления, высоконадежными системами электроснабжения и жизнеобеспечения
экипажа. Всего в системах управления самолетом задействовано 34 компьютера.
Первые рабочие рейсы «Ан-124» начал выполнять в 1986 г., а уже через
два года в небе появился самолет-супертяжеловес «Ан-225» («Мрiя»). Этот
самолет создавался в рамках советской космической программы для транспортировки
крупногабаритных грузов, например, космических кораблей многоразового использования
«Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет, естественно,
может перевозить и крупногабаритные грузы другого назначения, которые размещаются
как в фюзеляже самолета, так и на его «спине».
Фюзеляж «Ан-225» имеет такое же поперечное сечение, что и у самолета
«Ан-124», однако его длина существенно увеличена. Грузовая кабина самолета
имеет следующие размеры: длина 43 м, ширина 6,4 м, высота 4,4 м. Внутри
кабины молено разместить 16 стандартных контейнеров, до 80 легковых автомобилей
и даже большегрузные автосамосвалы типа «БелАЗ». В целях уменьшения веса
было решено отказаться от заднего грузового люка, однако носовой, откидывающийся
вверх люк и система приседания передних стоек шасси сохранены.
Кроме выполнения транспортных операций, «Ан-225» планируется использовать
в качестве первой ступени космического комплекса для коммерческих запусков
полезных грузов в космос в составе авиационного ракетно-космического комплекса
«Свитязь», позволяющего выводить до 9 т полезного груза на низкие околоземные
орбиты, и многоцелевой авиационно-космической системы «МАКС», которая обеспечивает
возможность вывода на низкие орбиты 2 космонавтов и 10 т груза.
Транспортный самолет «Ан-225» «Мрiя» способен переносить на своей
«спине» крупногабаритные грузы, например, космический корабль многоразового
использования «Буран».
|
Самолет-гигант «Мрiя» способен принять на борт ло 250 т груза, а
его общий взлетный вес при этом достигает 600 т. Определенный интерес представляет
проект авиаиионно-морского поисково-спасательного комплекса «Мрiя-Орленок».
Этот комплекс, состоящий из самолета «Ан-225» и расположенного на его «спине»
экранолета «Орленок», при получении сигнала об аварии на море вылетает
в указанный район и осуществляет вблизи аварийного объекта сброс экранолета
с включенными двигателями. Экранолет после этого совершает планирующий
спуск и посадку на воду. Экипаж «Орленка», численность которого может доходить
до 70 человек, будет состоять из специалистов различного профиля, способных
оказать терпящим бедствие разностороннюю помощь.
|