Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


СОЮЗНИЧЕСКАЯ ПОМОШЬ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

В ответ на создание агрессивного блока Германии, Италии, Японии, развязавшего вторую мировую войну, летом 1941 г., была создана антигитлеровская коалиция. Этот военный блок включал СССР, США, Великобританию, Францию и Китай, а также Югославию, Польшу, Чехословакию и др. страны, участвовавшие в военных действиях или оказывавшие помощь союзникам. К концу войны в состав антигитлеровской коалиции входило более 50 государств.

США, на территории которых военные действия не велись, всячески старались оказать помощь своим союзникам. Авиационная промышленность США создала не только тяжелые дальние бомбардировщики, способные наносить удары по промышленным районам противника, но в большом количестве производила и другие виды самолетов, многие из которых шли на вооружение ВВС стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Одним из таких самолетов стал истребитель «Р-39».

История создания этого самолета начинается в 1935 г., когда известная в США авиационная фирма «Consolidated Aircraft Corporation» переместилась из г. Буффало в г. Сан-Диего. Однако часть сотрудников фирмы, в том числе ее вице-президент Лоренс Белл , его помощник Р. Уитмен и главный инженер Р. Вуд, не пожелав оставлять привычное место жительства, организовали фирму, получившую название «Bell».

Опытный самолет «YP-39», предшественник истребителя «Р-39».

 

Первым самолетом, самостоятельно спроектированным и построенным фирмой «Bell» в 1937 г., стал двухмоторный истребитель. Появление этого самолета произвело впечатление даже на видавших вилы специалистов. Внешний вил этого самолета был довольно необычен, а главной особенностью «XFM-1» было то, что два его двигателя приводили во вращение не тянущие, а толкающие винты.

 

Большие съемные капоты, установленные на истребителе фирмы «Bell», облегчали доступ к мотору и обслуживание самолета.

 

Конструкция истребителя «Р-39» с индексом «N».

В 1937 г. внимание всех авиационных специалистов было приковано к событиям в Испании, где в воздушных боях впервые столкнулись новые типы самолетов. Ожесточенные схватки истребителей убедительно показали, что победителем из них выходил одномоторный истребитель-моноплан. Военные в США, Англии, Франции и СССР понимали, что фашистская Германия рано или поздно развяжет вооруженную агрессию против других стран. Поэтому немецким новейшим истребителям «Messerschmitt Bf.109» должны были противостоять более совершенные боевые самолеты. Работы по созданию таких машин в это время велись практически во всех странах. В Англии были созданы отличные истребители «Spitfair», во Франции — «Morane-Saulnier MC-406», в Советском Союзе — «Як-1», «МиГ-3» и «ЛаГГ-3». Не могли остаться в стороне и ВВС США.

В 1937 г. правительство США объявило конкурс на создание нового фронтового истребителя. Фирма «Bell» представила на конкурс проект самолета, который был оценен военными специалистами как перспективный и рекомендован к постройке.

Появление нового истребителя довольно оригинальной компоновки, выпущенного фирмой «Bell», привлекло серьезное внимание всех авиационных специалистов США. Вокруг него начались жаркие споры. В печати публиковались как блестящие, так и резко отрицательные отзывы.

Внешне самолет, который получил название «Р-39», почти не отличался от других одномоторных истребителей, однако под обшивкой самолета было много необычного. Непривычным прежде всего было расположение двигателя — не в носовой части фюзеляжа, а за кабиной летчика, недалеко от центра тяжести. Винт же приводился во вращение посредством вала длиной около трех метров, который проходил под сиденьем летчика. Освободившееся таким образом пространство в носовой части фюзеляжа было использовано для размещения мощного вооружения.

При создании самолета конструкторы поставили перед собой задачу — создать истребитель, который мог бы догнать и уничтожить самый скоростной и хорошо вооруженный самолет противника, а также действовал как штурмовик против танков, торпедных катеров и других малоразмерных целей, уничтожая их пушечным огнем. Для этого в носовой части фюзеляжа истребителя надо было разместить мощное автоматическое орудие и, следовательно, куда-то убрать двигатель. Именно это обстоятельство и натолкнуло на мысль разместить на самолете «Р-39» двигатель за кабиной летчика.

Во время второй мировой воины значительная часть истребителей «Р-39» была принята на вооружение ВВС стран-союзников. На рисунке изображен истребитель фирмы «Bell», на котором в годы Великой Отечественной войны летал трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.

На вопрос, что же привело конструкторов к такой необычной компоновке самолета «Р-39» Лоренс Белл однажды ответил: «Изучая уроки истории, мы встретили много примеров, показывающих, что победа очень часто принадлежала той стороне, которая обладала большей огневой мощью. Когда национальный герой войны за независимость США Джон Джоне поставил на суда пушки, снятые с фортов, он получил в свое распоряжение сокрушительную огневую мощь».

Необычная компоновка самолета «Р-39» дала возможность решить еще одну непростую задачу — обеспечить хороший обзор, необходимый летчику для успешного веления воздушного боя. Отсутствие двигателя в носовой части самолета позволило несколько выдвинуть кабину летчика вперед и одновременно улучшить аэродинамику носовой части фюзеляжа, придав ей более заостренный вид по сравнению с самолетом обычной схемы.

Американский истребитель фирмы «Curtiss» — «Р-40».

 

Так выглядела «Aircobra» — английская «версия» американского истребителя «Р-39».

В Англию первые «Aircobra» начали поступать в июле 1941 г. Новый самолет очень разочаровал английских пилотов. Несмотря на мощное вооружение, он оказался плохим истребителем. Это связано с тем, что на средних и больших высотах он имел малую высоту полета и плохую маневренность. Все положительные качества этого самолета полностью раскрывались только на малых высотах, а английским пилотам, ведущим оборонительные бои в основном против скоростных истребителей-бомбардировщиков «Messerschmitt Bf.110», практически не приходилось летать на малых высотах. Поэтому часть самолетов «Aircobra направили на Ближний Восток, другую предложили Советскому Союзу.

Уже первые испытания самолета показали, что он способен развивать скорость до 600 км/ч. Это было большим достижением фирмы «Bell», если учесть, что разрабатываемый параллельно самолет «Р-40» фирмы «Curtiss» точно с таким же двигателем «V-1710», но установленным в носовой части фюзеляжа, летал со скоростью не более 580 км/ч. При этом истребитель «Р-39» нес гораздо более мощное вооружение. Истребитель «Р-40» был вооружен только пулеметами.

Вторая мировая война требовала огромного количества боевых машин, и начавшийся выпуск истребителей «Р-39» был резко увеличен. Фирма «Bell», выпустив 20 из 80 запланированных истребителей «Р-39С», сразу же приступила к производству модернизированного, хорошо вооруженного аппарата, получившего обозначение «P-39D». Эта модификация оказалась настолько удачной, что ВВС США заключили с фирмой контракт на изготовление 923 таких машин.

В самом начале второй мировой войны Франция выразила желание приобрести 200 истребителей «Р-39», однако из-за быстрого поражения в войне эти самолеты ее ВВС не понадобились. В апреле 1940 г. правительство Великобритании заказало около 670 истребителей для своих ВВС. В этой стране «Р-39» получил название «Aircobra». Однако не все заказанные самолеты попали в Англию. В 1941 г. США вступили в войну, что потребовало дополнительных самолетов для вооружения армейской авиации.

Различные модификации истребителя «Р-39»: 1 — «ХР-39»; 2 — «ХР-39В»; 3— «XFL-1» («Airbonita»); 4 — «Р-39С»; 5 —«Aircobra» (модель «14А»); 6 — «ХР-39Е»; 7 — «P-39Q»; 8 — «ТР-39»; 9 — «Cobra II».

Американские конструкторы, инженеры и рабочие с глубоким пониманием отнеслись к предложениям советских ВВС по улучшению конструкции самолета. Специалисты фирмы «Bell», приезжая в Советский Союз, бывали в воинских частях, на месте изучали причины и обстоятельства аварий. Советские инженеры и пилоты в свою очередь были командированы в США, где помогали специалистам фирмы «Bell» проводить работы по совершенствованию истребителя «Р-39».

Наши летчики и техники, эксплуатирующие истребители, поступившие из Англии и США, столкнулись с большими трудностями при их эксплуатации, поэтому командование ВВС приняло решение — «Aircobra» в действующие части сразу не направлять. Для сборки и облета новых машин была сформирована специальная группа, которой пришлось провести тщательное исследование летно-технических характеристик истребителей «Р-39». И хотя в ходе испытаний выяснилось, что характеристики, указанные фирмой «Bell», оказались явно завышенными, самолет, который имел дальность полета до 1000 км и мог находиться в воздухе более 3,5 ч, был принят на вооружение. Хорошие летные характеристики на малых высотах позволили эффективно использовать «Aircobra» для сопровождения штурмовиков «Ил-2» и защиты их от истребителей противника, борьбы с пикирующими бомбардировщиками врага, а также для ударов по наземным целям.

Дважды Герои Советского Союза ГЛ. Речкалов на крыле своего «Р-39».

 

Самолет Героя Советского Союза К. В. Сухова тоже был одной модификаций американского истребителя «Р-39».

В 1942 г. фирма разработала несколько новых модификаций истребителя «Р-39» — «P-39G», «Р-39К», «P-39L», «Р-39М» и «P-39N». Все эти самолеты отличались только двигателями различных серий, воздушными винтами, радиооборудованием и объемом внутренних топливных баков. В основном все эти модели были подвергнуты доработке и переделаны в другие варианты истребителей. Наиболее удачной оказалась модификация «P-39Q». В отличие от остальных, на этом истребителе вместо четырех крыльевых пулеметов устанавливались два крупнокалиберных пулемета. Кстати, именно на этой модели в 1946 г. во время проведения национальных воздушных гонок по замкнутому маршруту на приз Томпсона победил А. Джонсон, показавший среднюю скорость 601,6 км/ч. Максимальная лее скорость, которую развивал этот самолет, составляла 664,64 км/ч.

К концу второй мировой войны самолеты «P-39N» и «P-39Q» были основными истребителями, поставляемыми США для ВВС СССР. Так, например, именно на истребителе «P-39N» закончил войну известный советский ас А.И. Покрышкин. Он творчески подошел к возможностям и недостаткам самолета и разработал тактику боевого применения истребителей против немецких самолетов. А.И. Покрышкин, летая на «Aircobra», с весны 1943 г. уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет своих побед до 59. Вместе с А.И. Покрышкиным на «Aircobra» воевали и такие прославленные асы, как Г. Речкалов, Г. Голубев, К. Сухов, братья Глинка, Н. Гулаев и другие. На «Aircobra» Г. Речкалова к концу войны было 56 звездочек, показывающих число воздушных побед, 53 самолета противника сбил Георгий Голубев, 50 — Дмитрий Глинка. Немногим уступал А.И. Покрышкину по количеству сбитых самолетов Н. Гулаев — 57 сбитых самолетов противника. Высокое мастерство советских летчиков, летавших на «Aircobra», подтверждается также и тем, что ни один из пилотов союзников, летавших даже на более совершенных самолетах-истребителях, не мог достичь подобных результатов. Так, например, известные американские асы А. Бонд и К. Макгвайр сбили соответственно 40 и 38 самолетов, англичанин Д. Джонсон — 38, а француз Ж. Клостерман — 33 самолета противника.

Конструкция самолета «Р-39» (размещение агрегатов): 1 — кок винта; 2 — редуктор; 3 — гидробак редуктора; 4 — пушка; 5 — магазин пушки; 6 — пулемет; 7 — накладная бронеплита; 8, 9 — бронестекла; 10 — бронеспинка; 11 — двигатель; 12 — всасывающий патрубок; 13 —расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 14 — маслобак; 15 — бронеплиты зашиты редуктора; 16 — вал двигателя; 17 — носовая стойка шасси; 18 — входное отверстие радиатора; 7 9 — радиатор; 20 — створка канала радиатора; 21 — радиостанция.

 

Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «В-17» — «Flying Fortress» (Летаюшая крепость).

За годы войны фирма «Bell» стала одной из ведущих авиационных фирм мира. Кроме выпуска истребителей, на ее заводах по контракту строились отдельные элементы «Летающих крепостей» — четырехмоторных бомбардировщиков «В-17», а начиная с 1943 г. на приобретенном фирмой авиазаводе в г. Мариетта (штат Джорджия) был налажен серийный выпуск бомбардировщиков «В-29». Конструкторы фирмы проводили также большие работы и по созданию вертолетов и реактивных самолетов. Но все лее самым известным самолетом, созданным фирмой и открывшим ей дорогу в большую авиацию, был истребитель «Р-39» («Aircobra»). В процессе серийного производства, продолжавшегося до июля 1944 г., было построено около 9600 таких самолетов, из которых около 5 тыс. направлены в Советский Союз.

В воздушных бомбардировках ВВС США с привлечением тяжеловооруженных самолетов обязательно участвовал «В-17», («Flying Fortress», «Летающая крепость») фирмы «Boeing». Подобно советским «Ил-2», «Як-1», «Ла-5», «Пе-2», этот самолет стал легендой. Имеется много причин, по которым «В-17» был вознесен на этот пьедестал. И не случайно, ведь он полностью оправдывал свое название.

В годы второй мировой войны бомбардировщикам «В-17» была отведена главная роль в разрушении военных и промышленных центров Германии. Для этого экипажи «Flying Fortress» применяли тактику так называемых челночных полетов. Эскадрилья «В-17» взлетала с аэродрома, расположенного где-нибудь во Франции или Англии, пролетала над территорией фашистской Германии. При этом весь бомбовый запас, который мог состоять из 26 фугасных бомб массой 45 кг, или 4-фугасных бомб по 907 кг, сбрасывался на стратегически важный объект.

«В-17», равный по мощности береговой артиллерийской батарее, потребовался скорее всего для того, чтобы проверить оборонительную теорию точных дневных налетов без истребительного сопровождения. Выдвинутая итальянским генералом Дуэ, эта теория заключалась в том, что скоростной, хорошо вооруженный бомбардировщик, летящий на очень большой высоте, может пробиться в ясный день сквозь любое количество перехватчиков противника, чтобы уничтожить заданные цели. Так что название «Flying Fortress» подчеркивало не только неуязвимость самолета, но и оборонную мощь его вооружений.

В самом деле по количеству вооружения «В-17» превосходил все самолеты того времени. Его стандартное оборонительное вооружение размещалось по секторам: носовой — шесть подвижных установок под пулемет, размещенных в окнах и носу, верхний — спаренный пулемет с силовым приводом и подвижная установка под пулемет, установленная в радиорубке, нижний — спаренный пулемет с силовым приводом, боковые амбразуры — по одному пулемету на амбразуру, задний — спаренный пулемет, оснащенный дистанционно управляемым прицелом. Имея такое расположение боевых постов, с 6 и более членами экипажа на борту «В-17» успешно отряжал атаки самолетов противника, с какой бы стороны они ни заходили. А уж когда в воздух поднималась целая эскадрилья «Flying Fortress», то даже асы Люфтваффе не рисковали вступать с ними в бой.

После выполнения задания «В-17», отбившись от истребителей противника, уходили на восток и приземлялись на территории СССР. Здесь экипажи «Flying Fortress» отдыхали, а советские техники подготавливали машины для очередного перелета.

Носовая часть «Flying Fortress».

Любой самолет является настолько хорошим, насколько хороши люди, которые его создали. «В-17» повезло. «Boeing Company» — одна из первых американских авиационных корпораций — за 18-летний срок своего существования разработала 39 различных конструкций до появления в 1934г. «В-17». Среди них—истребители «PW-9» и серии «FB» для армии и флота США, «Model 40» для почтового ведомства США, элегантный миниатюрный истребитель серии «Р- 12/F4B», скоростной бомбардировщик «В-9» и предок «В-17» — «ХВ-15». С таким впечатляющим списком предшественников «В-17» должен был получиться хорошим, ведь марка «Boeing» являлась синонимом качества почти 20 лет.

Конструкция и расположение агрегатов самолета «8-77».

Следует отметить низкую себестоимость «Летающей крепости». Стоимость «8-77» в 1944 г. в среднем составляла всего 204 307 долларов, а в 1945 г. производство шло настолько успешно, что средняя стоимость упала до 187 742 долларов за машину.

Попасть в «Flying Fortress» можно было тремя путями: через носовой люк, размещенный внизу слева, основную дверь перед правым стабилизатором и аварийный люк хвостового стрелка под правым рулем высоты. В фильмах, посвященных событиям второй мировой войны, экипаж всегда входит в «В-17» через носовой люк, подпрыгивая к нему с земли. Если учесть, что при этом на пилоте надето 20 кг кожи и овчины летного костюма, то, пожалуй, ему было бы удобнее пройти через основную дверь. В общем, «В-17», несмотря на свои размеры, не был просторным самолетом. Стоя в центре фюзеляжа, можно было касаться любой из его стенок.

7 декабря 1941 г. японская авиация нанесла внезапный удар по военно-морской базе США Пёрл-Харбор на Гавайских островах и вывела из строя основные силы американского Тихоокеанского флота. Тем самым Япония развязала войну против США. 8 декабря США, Великобритания и другие страны объявили войну Японии. 11 декабря Германия и Италия объявили войну США. Таким образом, Америка оказалась втянутой в самую гущу кровавых событий второй мировой войны.

Оцепенение, охватившее Америку после налета японской авиации на Пёрл-Харбор, понемногу ослабло к весне 1942 г., и она смогла нанести ответный удар. В полдень 18 апреля 1942 г. на Токио посыпались американские бомбы, сброшенные на жилые кварталы и порт. 16 двухмоторных бомбардировщиков «В-25» под командованием генерал-майора В. Дулиттла, взлетев с авианосца «Chornet», покрыли расстояние 11 00 км, отбомбились по столице Японии и спокойно ушли в сторону моря.

Мало кому известно, что этот авианалет был скорее рекламным трюком, а не демонстрацией реальной мощи Америки. По расчетам, топлива самолетам едва хватало до ближайшей территории — Китая, но летчики сознательно шли на смертельный риск. В итоге одни из них пропали в океане, другие разбились при вынужденных посадках, третьи угодили в японский плен. И все жечасть отважных пилотов, среди них и В. Дулиттл, осталась в живых и позднее вернулась на родину.

Регулярные бомбардировки Японии стали возможны с появлением в арсенале ВВС США четырехмоторных бомбардировщиков «В-29» — «Superfortress» («Суперкрепость»), обладающих дальностью полета 6 000 км. Это произошло лишь в июне 1944 г.

Производство «Superfortress» стало крупнейшей программой США и повлекло за собой не только организацию производственного комплекса, но также и создание сети модификационных центров, где без снижения темпов выпуска могли производиться переделки и улучшения самолетов. Кстати, «В-29» являлся первым самолетом-бомбардировщиком, заказанным прямо «с чертежной доски». К этому следует добавить, что «В-29», будучи самым большим самолетом, запущенным в крупносерийное производство, оснащался самыми мощными двигателями того времени и был первым серийным самолетом, имевшим полностью герметизированную кабину экипажа, в нем также использовалась централизованная система управления огнем. Всего было выпущено 3 970 «В-29», а заказ на 5 092 дополнительных самолета был аннулирован вскоре после победы над Японией.

Тяжелый самолет «В-24» — самая массовая модель американского бомбардировщика из всех, участвовавших во второй мировой войне. Принят на вооруженнее 1940г. Оборонительное вооружение состояло из 8 пулеметов. Нормальной нагрузкой для самолета считалось размещение 2268 кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке. На коротких дистанциях можно было подвесить 5806 кг бомб, использовав подкрыльевые бомбодержатели.
Тяжелый стратегический бомбардировщик «В-29» — «Superfortress» («Суперкрепость»).

Кстати, самолет «В-29» фирмы «Boeing» был спроектирован и выпускался с единственной целью — для бомбардировки территории Японии. 6 августа 1945 г. «В-29» («Enola Cay») сбросил атомную бомбу на японский город Хиросима. Три дня спустя, 9 августа, «В-29» («Bockscar») сбросил вторую атомную бомбу на город Нагасаки. Эти бомбы, имевшие названия «Little Boy» и «Fatman» («Малыш» и «Толстяк»), до сих пор остаются единственным ядерным оружием, когда-либо примененным в боевых условиях.

Естественно, самолетам нужны военные базы. Для бомбардировок Японии их лучше было разместить на территории Китая и Индии, где и было построено соответственно 4 и 5 аэродромов. Более чем 700 000 китайских рабочих привлекли к этому широкомасштабному строительству.

Первый «В-29», отправленный на войну в апреле 1944 г., приземлился в Куангхане (Китай). Однако первый боевой вылет был произведен с аэродрома, расположенного в Индии. Отсюда 5 июня 1944 г. взлетело звено «В-29», чтобы сбросить свой смертоносный груз на промышленные кварталы Бангкока (Таиланд). Десятью днями позлее 50 «Superfortress» уже приступили к бомбардировкам Японии. Это был первый воздушный удар по Японии после рейда генерала Дулиттла. В ходе первого рейда потеряли семь «В-29», но только один был сбит противником, остальные вышли из строя по техническим причинам.

Вскоре бомбардировки Японии стали регулярными. Как в европейской, так и в тихоокеанской воздушных войнах было по одному вылету, о котором уцелевшие никогда не забудут. Такие операции стоят выше других из-за потерь, которые были тяжелейшими, а сражения — ожесточенней. В Европе это был удар по Регенсбургу-Швейнфурту 17 августа 1943 г., когда было потеряно 60 бомбардировщиков. На Тихом океане это было «Задание 183» против городского района Токио в ночь с 25 на 26 мая 1945 г. Из 498 взлетевших для бомбометания самолетов назад не вернулось 26 машин, т.е. 5,2% из состава ударных сил (обычно потери не превышали одного процента). Из 5 586 членов экипажей потери составили 254 человека. Зенитки повредили 100 «В-29». Японцы устроили впечатляющую демонстрацию из прожекторных полей, ракет, «огненных шаров-люстр» и атак истребителей. Американские поисково-спасательные подводные лодки и надводные корабли оставались на отведенных позициях на протяжении всего 14-часового вылета. «Dumbos» («Слоны» — прозвище поисково-спасательных самолетов, обычно «В-17») и четыре «В-29» («Super Dumbos») — («Суперслоны») оказывали помощь уцелевшим членам экипажей самолетов, совершивших вынужденную посадку.

Последствия этой гигантской бомбардировки для японской промышленности оказались катастрофическими. 49 км2 территории Токио были полностью уничтожены — рекордный результат для одного удара с применением зажигательных бомб. Способность Японии продолжать войну была окончательно похоронена среди пепла и камней ее сожженных заводов. Промышленность, жестоко пострадавшая от бомбежек, не могла больше выполнять военные заказы. Но последний, самый страшный удар «В-29» был впереди.

6 августа 1945 г. «В-29» полковника Тиббетса сбросил атомную бомбу на Хиросиму, а через три дня вторую обрушил на Нагасаки самолет майора Свеннея. В один миг исчезли 120 тыс. человек, вдвое больше были ранены и обожженны. Этим последним аккордом закончилась битва на Тихом океане. 15 августа 1945 г. император Японии объявил о капитуляции.

Двухфюзеляжныи самолет «P-38J» («Lightning») фирмы «Lockheed» можно назвать «рамой» по-американски.




Наука, техника, изобретения © 2009-