Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


ПИОНЕРЫ АВИАЦИИ

Не все энтузиасты небесных полетов поступали так, как это делали X. Максим и К. Адер — вначале строили, а затем пытались поднять в небо сконструированный ими аппарат. Был среди них Отто Лилиенталь, который сначала проверял все свои идеи на моделях, а затем перешел на изготовление планеров. На американском континенте нашлось еще два человека, которые, подобно Лилиенталю, начали освоение воздушного пространства с построения легких крылатых аппаратов.

Звали этих людей Уилбер (1867—1912) и Орвилл (1871—1948) Райт. Появились они на свет в небольшом американском городке Дейтон (штат Огайо), в семье священника. В отличие от отца, который посвятил всю свою жизнь служению Богу и даже получил сан епископа, его сыновья предпочли заняться более мирскими делами. Чего только они не перепробовали. Честолюбивое желание стать хоть в чем-то первыми бросало юношей то на выпуск газеты, то на изготовление велосипедов, то... Впрочем, на велосипедах и остановимся. Ведь именно к этому двухколесному аппарату собственной конструкции братья прикрепили крылья, превратив его в планер.

Обсуждая как-то с братом перспективы своей деятельности, Уилбер Райт сказал, что, конечно, можно было бы заняться созданием «безлошадных повозок», но для этого, по его мнению, необходимо «преодолеть невозможное. Легче и проще строить летательные машины». Орвиллу идея брата понравилась, и владельцы велосипедной мастерской приступили к работе.

Многие люди из разных стран мира тяжело переживали гибель величайшего планериста XIX в. — Отто Лилиенталя. Были среди них и американцы братья Райт— Уилбер и Орвилл, сыновья приходского священника.

Американские авиаконструкторы и летчики, пионеры авиации, братья Уилбер (1867—1912) и Орвилл (1871—1948) Райт.

Уилбер Райт так описывал в своем лневнике исторический полет: «Прогрев лвигатель несколько минут, я забрался в машину в 10 ч 35 мин. Аппарат тронулся с места, набрал скорость в 7 миль в час и поднялся в воздух...»

Тщательно выверив в результате многочисленных опытов наиболее удачную конструкцию, братья Райт приступили к ее постройке. В 1900 г. для испытаний своих моделей они отправились на атлантическое побережье в местечко Китти-Хоук, где, согласно данным метеослужбы США, чаще всего дует ровный постоянный ветер, так необходимый для полета планера.

Первым их летательным аппаратом стал планер, построенный по схеме биплана с размахом крыла 5,18 м. В течение всего 1900 г. он совершал полеты как в качестве воздушного змея, так и в свободном планирующем полете. Для запуска своего аппарата братья Райт наняли несколько рабочих, которые поднимали машину и, предварительно разбежавшись, бросали ее в пропасть, заставляя тем самым планировать. Вскоре братьям удалось упростить систему запуска, построенная ими лебедка разгоняла планер до необходимой для полета скорости.

За два года братья Райт настолько овладели искусством полета по прямой, что попытались изготовить модель аппарата, позволяющую осуществлять не только простой полет, но и маневры в воздухе. Вскоре в их распоряжении появился планер с размахом крыла 6,7 м. Во время полета им молено было управлять за счет перекоса крыла.

Очередная их конструкция с размахом крыла 9,8 м, появившаяся в конце 1902 г., уже полностью соответствовала всем основным современным понятиям об устройстве самолета. Братья Райт совершили с ее помощью более 1000 успешных планирующих полетов, и уже можно было говорить о том, что их силами был создан надежный, грамотно сконструированный летательный аппарат. Наступило время сделать очередной шаг — оснастить его мотором. Имея в своем распоряжении механическую фабрику, больших проблем с изготовлением бензинового двигателя внутреннего сгорания мощностью 12 л.с. и винта к нему братья не испытывали.

В декабре 1903 г. братья вновь отправились на пустынные в зимнее время пляжи Китти-Хоука. С собой они привезли свой первый аэроплан, получивший название «Flyer» («Летун»). Уже в первый день полетов, 17 декабря 1903 г., сначала Орвилл Райт пролетел за 12 с 36,5 м, а затем Уилбер смог продержаться в воздухе целых 59 с и преодолеть при этом 260 м. Вечером, довольные таким фантастическим результатом, братья поспешили отправить телеграмму отцу. Получив ее, мистер Райт-старший, естественно, решил поделиться новостью с журналистами, но местный корреспондент крупнейшего информационного агентства Америки «Associated Press» не оценил подаренную ему сенсацию и разочарованно заявил: «Всего 59 секунд... Если бы было 59 минут, тогда стоило бы об этом говорить».

Впрочем, братья и сами считали, что до сенсации еще далеко, и ошибались в этом. Фотограф, приглашенный ими, продал снимки, запечатлевшие первый полет «Flyer», одной из небольших газет, редактор которой оказался человеком с хорошим профессиональным чутьем. Вскоре весть об удивительных полетах братьев Райт облетела газетные страницы Америки, а затем и всего мира. Следующим утром братья проснулись знаменитыми, а специальная комиссия, созданная для рассмотрения вопроса об их полетах, признала, что самолет «Flyer», построенный Орвиллом и Уилбером Райт, не что иное, как первый в мире аппарат тяжелее воздуха, который совершил моторный, установившийся полет с человеком на борту.

Будучи людьми деловыми и практичными, братья первым делом запатентовали свой аппарат и через некоторое время продали права на него военному ведомству США Но на этом карьера Райтов-авиаторов не закончилась. Через год в небо поднялся «Flyer II» — вариант с измененным крылом и двигателем мощностью около 15 л.с., а еще через год — его улучшенная модификация «Flyer III».

Фотография, запечатлевшая У. Райта во время полета на планере собственной конструкции.

 

Конструкция самолета «Flyer» («Летун»), построенного братьями Райт.

17 сентября 1908 г. в небо поднялся самолет «Flyer III», принадлежащий армии США, управляемый Орвиллом Райтом. Не успев лаже набрать высоту, он упал на землю. В результате аварии погиб американский военнослужащий, лейтенант Томас Селфрилж, проходивший обучение пилотированию. Орвилл Райт отделался переломами ребер, таза и ноги. Катастрофа была вызвана отделением пропеллера в полете, что привело к потере управляемости.

Конструкция биплана американского летчика, авиаконструктора и промышленника, одного из пионеров авиации — Кертиса Глена Хаммонда (1878—1930). В 1910 г. на базе своих предприятий он организовал фирму «Curtiss», выпускавшую самолеты и авиационные двигатели. В 1912 г. Кертис построил первую в США летающую лодку.

1 — руль направления; 2 — тяги руля высоты; 3 — расчалки хвостового оперения; 4 — стабилизатор; 5 — стойки; 6 — толкающий винт; 7 — 9-иилиндровый звездообразный двигатель «Salmson»; 8 — горловина для заливки масла; 9 — горловина для заливки топлива; 10 — стойка крыла; 11 — топливно-масляный бак; 12 — рамка, вращается и управляется элероном; 13 — крепление сиденья; / 4 — тяги для снижения; 15 — штурвал руля управления; 16 — колонка штурвала; 17—ручка газа; 18 — полножка; 19 — тормоз носового колеса; 20 — носовое колесо с пневматиком; 21 — опора сиденья; 22 — место пилота; 23 — тяги для набора высоты; 24—защитный полоз; 25 — тонкое изогнутое нижнее крыло; 26 — рама двигателя и винта; 27—основное шасси; 28 — топливопровод; 29 — стяжная муфта; 30—элерон; 31 — привод элерона; 32 — деревянный слоистый стержень; 33 — привод руля высоты; 34 —руль высоты.

5 октября 1905 г. этот самолет совершил полет продолжительностью 39 мин 23 с, покрыв при этом расстояние в 38,9 км.

Не забывали братья и о коммерческой деятельности. Одна за одной по всему миру стали открываться компании братьев Райт по выпуску самолетов. Основными моделями, выпускаемыми многочисленными компаниями братьев Райт, в то время были:

Модель А — первый стандартный биплан, вмещавший пилота и пассажира. На нем был установлен бензиновый двигатель конструкции братьев Райт мощностью 30 л.с. Размах крыла самолета достигал 12,5 м, а максимальная скорость — 64 км/ч.

Модель В — аналогична модели А, но с двигателем мощностью 35 л.с. Кроме этого, этот самолет имел колесные и лыжные шасси и рули высоты, установленные не спереди, как это обычно делалось, а сзади. Два аппарата этой модели были приобретены вооруженными силами США.

Модель С — усовершенствованный вариант модели В, с двигателем мощностью 50 л.с. и двойной системой управления.

В 1916 г. Орвилл продал принадлежащие ему акции компании «Wright Company», и бывшая семейная фирма слилась с компанией Глена Л. Мартина, образовав корпорацию «Wright-Martin Aircraft Corporation». Впрочем, через год он вышел из объединения, и первая авиационная фирма США была переименована в «Wright Aeronotical Corporation».

Впоследствии Глен Л. Мартин созлал американскую авиаиионную фирму «Glenn L. Martin Co.». С середины 50-х голов XX в. она разрабатывает ракетно-космические системы.





Наука, техника, изобретения © 2009-