Начало истории

Снежные заносы закрыли в декабре 1964 года из города Сринагара в южных отрогах Гималаев в Дели и Калькутту - научные центры Индии. В снежном плену оказалась Кашмирская экскурсия геологов XXII Международного геологического конгресса. Но геологи не унывали. Они обжились в походных условиях и разговорились.

Не так часто участникам крупных международных совещаний удается набеседоваться всласть. Обычно программы конгрессов пересыщены докладами до предела. И вдруг, к счастью, заносы.

Сколько было высказано интересных мыслей! Как много поведано необычных историй! Еще больше было завязано дружеских связей.

Одну из историй рассказал норвежский ученый - доктор Л. Штёрмер. Вот она в записи советского палеонтолога, члена-корреспондента Академии наук СССР И. И. Горского. Я лишь дополнил ее некоторыми деталями.

Однажды шотландские мальчишки забавлялись, кидая в воду плоские галечки и подсчитывая, сколько раз плитка ударится о поверхность воды.

Одна из плиток не полетела в воду только потому, что была слишком велика. Зато ее увидели палеонтологи.

Профессор Уилле обнаружил на плиточке необычный отпечаток, заинтересовавший всех палеонтологов мира. Ему удалось доказать, что окаменелость принадлежит гигантскому скорпиону, который был в два раза больше современного и достигал 30- 35 сантиметров.

Интерес к скорпионам в эти годы был подогрет уникальными наблюдениями французского исследователя Анри Фабра.

Часами просиживал Фабр перед стеклянной клеткой с этими насекомыми, наблюдая их жизнь. Пожалуй, самым удивительным из всех наблюдений было описание многодневных брачных танцев: совместных прогулок самца и самки, взаимных ухаживаний, 'поцелуев', поглаживаний друг друга лапками, на которых имеются осязательные ворсинки.

Л. Штёрмер рассказал о найденных им осязательных волосках у скорпиона, пролежавшего в земле 300-350 миллионов лет. Ископаемый скорпион сохранился настолько хорошо, что, когда ворсинки очищали от породы, они не обломились. Штёрмер сделал из них тончайшие препараты.

Современная техника биологических исследований позволяет с помощью микротома - резательного аппарата - делать срезы толщиной в 1-2 микрона.

В срезах осязательных волосков скорпиона под микроскопом обнаружились тончайшие внутренние тяжи - нервы. Ископаемые нервы!

Значит, не только по облику, но и по микроскопическим особенностям внутреннего строения ископаемый скорпион был похож на современного, отличаясь от него только размерами. Треть миллиарда лет назад природа создала идеальное (для подобных индивидов) существо, создала настолько хорошо, что ъ дальнейшем пришлось вносить в эту конструкцию очень немного доделок!

Первых скорпионов из всех известных на Земле описал в 1966 году Эрик Къеллесвиг-Веринг. Он нашел их в силурийских отложениях штата Нью-Йорк в США. Хотя они были известны еще с 1880 года, их пришлось заново изучать и описывать. Переисследованный 'Проскорпиус осборни' имел в отличие от последующих форм по два когтя на ходильных ногах. Ему требовались еще и парные сложные боковые фасеточные глаза. Дышал он жабрами, но могли быть у него и зачаточные трахеи.

Жил 'Проскорпиус осборни' в морском мелководье, в заливах, лагунах, эстуариях. Возможно, ему приходилось выходить и на сушу. По своему образу существования он чем-то напоминал знаменитого 'це-лаканта' - двоякодышащую рыбу. Но жил он значительно раньше 'целаканта'. Их отделяет промежуток времени не менее чем в 50 миллионов лет.