Общая биология

А || Б || В || Г || Д || Е || Ж || З || И || К || Л || М || Н || О || П || Р || С || Т || У || Ф || Х || Ц || Ч || Ш || Щ || Э || Ю || Я

ВАКУОЛИ - полости в протопласте эукариотических клеток. У растений вакуоли являются одними из главных клеточных органелл, они занимают от 70 до 90% объёма клетки, являясь производными эндоплазматической сети, они ограничены мембраной - тонопластом и заполнены водянистым содержимым - клеточным соком. Клеточный сок представляет собой слабокислый (рН 2-5) водный раствор различных органических и неорганических веществ. Большинство органических веществ -продукты метаболизма клетки (углеводы, протеины, флавоноиды, антоцианы, таннины, алкалоиды). Вакуоли формируют внутреннюю водную среду клетки, участвуют в водно-солевом обмене, поддерживают тургорное гидростатическое давление внутриклеточной жидкости в клетке, накапливают запасные вещества и «отбросы», возникающие в процессе обмена веществ.

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ - образование новых многоклеточных организмов путём обособления частей тела материнского организма и восстановления их до размеров зрелого индивидуума. Вегетативное размножение более всего характерно для растений и грибов.

ВИДЫ-ДВОЙНИКИ - популяции, которые сходны или идентичны морфологически, но репродуктивно изолированы.

ВИКАРИРУЮЩИЕ ВИДЫ - близкородственные виды животных или растений, географически или экологически замещающие друг друга. Например, куница и соболь обитают в таёжной зоне, занимая при этом не перекрывающиеся между собой ареалы (хотя чёткой границы между ареалами нет, и в зоне их контакта, так называемой зоне гибридизации, могут возникать помеси -кйдус - помесь куницы и соболя).

ВИТАЛИЗМ - идеалистическое учение в биологии, допускающее наличие в организме особой нематериальной жизненной силы - энтелехии. У истоков учения стоял Аристотель; в середине XVII в. учение поддерживал Я. Б. ван Гельмонт. Опроверг теорию итальянский учёный Ф. Реди, поставив в 1661 г. серию опытов, доказывающих отсутствие энбелехии. Он поместил кусочки мяса в несколько сосудов, причём часть из них он оставил открытыми, а часть накрыл кисеей. Через несколько дней в открытых сосудах было полно личинок мух, но в закрытых сосудах их не было. Данный эксперимент свидетельствовал о том, что личинки появились благодаря мухам, посещавшим сосуды и отложившим в них яйца, а не возникли из гниющего мяса, как это считалось ранее. Окончательно теорию опроверг французский естествоиспытатель Луи Пастер в середине XIX в. Он провёл эксперимент с колбой, имеющей S-образно изогнутое горлышко. В колбу наливался бульон, кипятился и стоял практически «свежим» в течение долгого времени. Если же после кипячения бульона горлышко колбы ломали, то жидкость в ней начинала портиться через несколько часов. Это объяснялось тем, что в колбу из воздуха свободно проникали микроорганизмы, которые и вызывали порчу бульона. В первом случае доступ микроорганизмов был невозможен из-за необычного строения горлышка колбы, но в то же время это не должно было мешать энтелехии. Но бульон не портился. Новая жизнь не самозарождалась. Значит, энтелехии не было! Опыты Л. Пастера поддержали идею о том, что всё живое происходит только от живого. Периодически учение возрождается (в середине XX в. сторонницей идеи была О. Б. Лепешинская).

ВКЛЮЧЕНИЯ - общее название для разнородных протоплазматических структур с пограничной мембраной или без неё, состоящих из запасных веществ, экскретов или конечных продуктов метаболизма. К включениям относятся: липидные гранулы, гранулы гликогена, зёрна крахмала, секреторные гранулы, кристаллы (оксалата кальция, или карбоната). Последние встречаются в основном у растений в виде отдельных кристаллов, друз или пучков игольчатых кристаллов (рафйд). Они образуются в цитоплазме и затем переходят в вакуоли или клеточную стенку.

ВЫБОРКА - группа объектов, случайно извлекаемая из популяции, по которой исследователь рассчитывает что-то выяснить о генеральной совокупности.