Техника

Библиотека

наука

Современные технологии и производство

Детская энциклопедия
оглавление

На торфяных разработках

Торф рождается в болотах. Именно там создаются условия для разложения остатков растений: влаги много, а доступ воздуха из-за воды ограничен.

Проходят тысячелетия, и на месте болот образуется коричневая или землисто-черная масса, волокнистая, иногда пластичная. Пласт этой массы непрерывно увеличивается в размерах - слой торфа каждый год становится толще на 1 мм.

Машина для уборки крупных пней.

0530-1.jpg

Мощные вентиляторы засасывают торф в бункер гусеничного комбайна.

0530-2.jpg

Перед тем как торфяную залежь начнут разрабатывать, ее обязательно осушают. Это делают сейчас и делали раньше. Только раньше это делали вручную, как и все другие операции по добыче торфа. Рабочие рыли канавы, разбивая всю площадь месторождения на одинаковые квадраты. Вода сначала стекала в мелкие - картавые каналы, из них в более крупные - валовые, а затем по магистральным каналам уходила за пределы разрабатываемой площади.

Залежь подсыхала, ее очищали от деревьев, кустарников, пней. Начиналась добыча. Один рабочий лопатой вырезал в торфяной массе ровные куски. Другой - его напарник - отвозил их на тачке далеко в сторону, на поле сушки. На нем торфяные кирпичи укладывались в различные фигуры так, чтобы быстрее сохли. Через 40-50 теплых дней, когда влажность кирпичей не превышала примерно 45%, их складывали в штабеля. Их дальнейший путь - в топки котельных. Этот способ добычи торфа - его называют резным - самый старый. Сейчас его уже не применяют.

Во второй половине XIX в. на торфяных разработках появились элеваторные установки - длинные транспортеры. Рабочие лопатами бросали на элеватор куски торфа, который доставлял их в пресс. Здесь торф измельчался, перемешивался, уплотнялся - получалась сплошная коричневая полоса. Рабочие подсовывали под нее доски, прямо на них рубили полосу на кирпичи и вместе с досками грузили в вагонетки. В них груз доставлялся на поле сушки. Потом вагонетки были заменены канатными транспортерами.

Торф - это и топливо, и строительный теплоизоляционный материал, и удобрение, и сырье для химической промышленности. Но тяжело доставалось людям это ценное полезное ископаемое - тяжелы были и методы его добычи, и условия торфоразработок. Только полная механизация могла избавить торфоразработчиков от тяжелого физического труда.

Экскаваторы дали отставку лопате: теперь их ковши отделяют куски торфа от массива и разрабатывают залежь на глубину до 4,5 м. При этом ширина выемки может достигать 13 м. На мощных экскаваторах стоят прессы, которые тут же перемешивают и перетирают торф. Затем он попадает в кузовы стилочных машин, которые выкладывают торф на полях сушки в виде полос. Механические "торфо-разработчики" режут полосы на кирпичи, а другие машины через две недели переворачивают их для лучшей сушки и потом складывают в валки.

Но как ни хорош экскаваторный способ, он все-таки требует ручного труда. Поэтому сейчас с его помощью добывают всего 5 % торфа.

Наиболее производительным оказался фрезерный способ добычи торфа - с его помощью сегодня добывается 95 % торфа.

Торфяное поле предварительно разбивается каналами на карты - участки длиной 0,5 км и шириной 20 или 40 м. Каждому такому прямоугольнику придается выпуклый профиль: к середине его делают чуть более высоким - на 40 см выше пограничных зон участка. Торф тогда лучше сохнет, потому что вода скорее стекает в каналы.

Затем на поле выезжает необычный гусеничный комбайн. Впереди у него большие всасывающие сопла, а сзади фрезерные барабаны - полые катки с множеством штырей. Когда эта машина движется по полю в первый раз, работают только фрезерные барабаны. Своими штырями они кромсают - фрезеруют - верхний сантиметровый слой торфа. За сутки этот рыхлый слой подсыхает, и комбайн убирает его всасывающими соплами, одновременно фрезеруя барабаном следующий слой, который предстоит убирать завтра.

В сопла торфяную крошку затягивает мощный "пылесос" - центробежный вентилятор. Он создает разрежение в специальном бункере, и наружный воздух устремляется в него через сопла. Вместе с собой он увлекает и торфяную крошку, лежащую на поверхности поля.

Воздух с торфяными частицами сначала попадает в перевернутый металлический стакан диаметром около 2 м. В нем смесь воздуха и торфяных частиц закручивается, образуя небольшой вихрь. Крошки под действием собственного веса постепенно опускаются вниз, в кузов, а очищенный воздух вылетает наружу.

Во время "полета" торфяная крошка успевает основательно подсохнуть. Ленточный транспортер выносит торф из кузова комбайна, который вываливает его на краю карты в штабель. Затем фрезерованный торф грузится в вагоны узкоколейной железной дороги. Иногда такая дорога ведет прямо к электростанции.

Запасы торфа в Советском Союзе составляют 158 млрд, т - почти 2/3 мировых ресурсов торфа, а добывается ежегодно больше 80 млн. т. Торф - один из видов местного топлива?

Расчеты показывают, что в некоторых местах использовать торф для получения электроэнергии выгодно. В Ленинградской области, например, дешевле топить торфом, чем углем, завезенным из Донбасса или Печерского бассейна. В больших количествах сжигают торф в таких странах, как Швеция, Финляндия, Дания.

Однако если по теплоте сгорания торф уступает многим видам топлива, то как удобрение торф очень полезен. Если торф внести в скудные земли, то они на десятилетия превращаются в плодородные. Из бурой массы торфа можно также готовить белковые вещества - ценный корм для скота, делать для него гигиенические подстилки. Торф годится и для получения горного воска, нужного металлургии, медицинских препаратов и многих других полезных веществ. Поэтому в Советском Союзе количество торфа, попадающего в топки, с каждым годом уменьшается. И наоборот, все больше этого ценного полезного ископаемого идет в сельское хозяйство и промышленность.



Наука, техника, изобретения © 2009-