Техника

Библиотека

наука

Выдающиеся деятели техники

Иван Иванович Ползунов

Русский механик гидро- и теплотехник Иван Иванович Ползунов (1729-1766) был одним из изобретателей" универсального парового двигателя.

Ползунов родился в Екатеринбурге (теперь г. Свердловск) в семье солдата. Начальное образование и основы специальных инженерных знаний получил в Екатеринбургской горнозаводской школе - первом учебном заведении России, готовившем младший и средний технический персонал (мастеров и техников) для предприятий рудодобывающей и металлургической промышленности.

С 1742 г. Ползунов работал на уральских металлургических заводах, с 1748 г.- на рудниках и заводах Алтайского края. В 50-х годах составил проект реконструкции Барнаульского меде- и сереброплавильного завода. В эти же годы он участвовал в проектировании и постройке рудообогатительной фабрики и вододействующего лесопильного завода на Змеиногорском серебряном руднике. В процессе этой работы по его проекту впервые в отечественной гидростроительной практике была осуществлена подача воды от водохранилища к гидросиловым установкам (водяным колесам) по открытому деривационному каналу.

В 1763-1764 гг., пытаясь устранить недостатки водяного привода, он предложил проекты двухцилиндровых универсальных паровых двигателей, предназначавшихся для непрерывной передачи механической работы различным рабочим машинам. Тогда же по одному из этих проектов на Барнаульском заводе начали постройку двигателя мощностью 32 л. с. (23,5 кВт).

Эта работа крайне осложнялась тем, что завод еще не располагал необходимым технологическим оборудованием. Ползунову приходилось самому изыскивать способы формовки и отливки крупных машинных деталей, проектировать и вводить в действие плавильные печи и металлообрабатывающие станки, изготовлять различные инструменты, обучать рабочих и пр. К концу 1765 г. изготовленный двигатель прошел предварительное испытание, и начались доводочные работы. Но чрезмерное физическое и нервное напряжение подорвало здоровье изобретателя, и в апреле 1766 г. он был вынужден отказаться от руководства работами. Повторные испытания и передачу двигателя в эксплуатацию осуществили уже после смерти Ползунова его помощники и ученики.



Наука, техника, изобретения © 2009-